Схема для описания овощей и фруктов

— Где растет?

— Какую форму имеет?

— Какого цвета?

— Твердый или мягкий?

— Какой на вкус?

— Что из него готовят? в. Физкультминутка «Съедобное — несъедобное»

Дети хлопают в ладоши, услышав название съедобного продукта.

6. «Овощи» (продолжение) Логопед читает стихотворение:

Погляди на огурец,

Огурец такой хитрец,

Ловко одевается,

Под листьями скрывается.

К.Тангрыкулиев

Дети объясняют, почему огурец называют хитрецом.

• Чтение сказки «Трусливый огурчик» (по Н.Подлесовой). Логопед читает сказку:

Жил на огороде маленький Огурчик. Очень он боялся темноты, и как только солнышко садилось, всегда прятался под диетик. Проспит так ночь, а утром проснется и удивляется. Что такое? Вчера весь был укрыт листочком, а утром только наполовину. На другой вечер выбирает огурчик листик побольше — та же история.

Спросил Огурчик у Тыквы:

— Не знаешь ли ты, Тыква, кто стаскивает с меня по ночам листок?

— Ах, Огурчик,— сказала Тыква, — никто не стаскивает с тебя листок. Просто ты очень быстро растешь!

Работа в тетради

Дети рисуют огурец: по точкам соединяют линии, выполняют точечную штриховку.

Занятие 5. Звук (у], буква у (продолжение)

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [у]; учить выделять его в речи; уточнить написание буквы у; научить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (на примере овощей и фруктов).

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови овощ или фрукт».

Логопед называет последующий слог, дети — все слово: ста (зеленая капуста...), ор (красный помидор...).

2. Звук [у]

Логопед напоминает:

— Звук [у] — гласный, его можно долго петь. (Как воет ветер?) (Дети произносят звук [у] хором и индивидуально.)

• «Эхо».

Дети повторяют слоги за логопедом: му-ту ку-ну ут-ук лупу зу-бу ум уп

• «Закончи слово».

Логопед произносит первый слог, дети все слово: лу — луна, ку — курица, зу — зубы, бу — булка, ту — тучка, су — сумка...

• «Третий лишний».

Логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет звука [у]: - лук, удочка, зонт петух, лимон, утка, пила, стул, булка сумка, хлеб», ручка

• «Доскажи словечко».

Дети заканчивают предложение словами, начинающимися на звук [у]:

— Звенит звонок, начинается ... урок.

— Мама гладит вещи ... утюгом.

— Рыбак ловит рыбу ... удочкой.

— Носит за собой домик ... улитка.

— На пруду плавают ... утки.

Проводится работа по картинке. Дети рассматривают сюжетную картинку «Утро» и называют все слова со звуком [у] (стул, петух, будильник...).



Физкультминутка

«Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили, потянули —

И открыли.

Буква у

Дети повторяют стихотворение про букву у. Находят букву у среди других букв. Они рисуют в воздухе букву у; выкладывают у из счетных палочек.

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Ребенок берет овощ или фрукт и говорит:

лук — лучок апельсин — апельсинчик

яблоко — яблочко огурец — огурчик

Занятие 6. Звуки [а], [у]; буквыа, у

Цели: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [у]; анализ слогов ау и уа; повторить буквы а, у; научить составлять предложения по картинке «Сбор урожая».

Организационный момент

• Игра с мячом «Доскажи последний звук».

Логопед произносит слово без последнего звука. Дети договаривают: щено — к, сто — л, шка — ф, дива — н...

Сравни звуки и буквы

Логопед сравнивает артикуляцию звуков [а], [у], дает им характеристику (гласные звуки).

• «Узнай звук».

Дети должны узнать по беззвучной артикуляции звуки [а], [у].

• «Расставь картинки».

Дети рассматривают буквы а ну, говорят, на что они похожи. Они расставляют картинки возле букв а и у, выделив первый звук в слове:

а — арбуз, апельсин, автобус, автомат;

у — улитка, утка, утюг, удочка.

• «Доскажи словечко».

Дети добавляют слова со звуками [а], [у].

— У зайца длинные ... уши»

— Лена рисует в своем ... альбоме.

— Мы купили большой спелый ... арбуз.

— По дорожке медленно ползет ... улитка.

— Бабушка приготовила вкусный ... ужин.

Физкультминутка

«Котенок»

Жить котенку интересно.

Прыгнул к бабушке на кресло.

Пряжу принялся мотать.

Где котенок? —

Не видать! Размотали пряжу

И нашли пропажу.

Анализ слов ау, уа

На доске картинки с изображением ребенка, который потерялся в лесу. Он кричит: «Ау!» Дети отвечают на вопросы: сколько звуков в слове ау? Какой первый звук? Какой второй?



Дети рассматривают картинки с изображением маленького ребенка. Он плачет: «Уа».

(Аналогично разбирается слово уа\)

В тетрадях дети записывают буквы а и у. Дети выделяют звуки в начале слова (абрикос, усы, Ася, утро, антенна). Дети составляют из букв слово ау и записывают его. Затем меняют буквы местами и записывают слово уа.

Сбор урожая»

Дети рассматривают сюжетную картинку. Отвечают на вопросы полным предложением:

— Что Дима копает лопатой?

— Что Сережа несет в корзине?

— Что девочки собирают в ведра?

— Что с огорода повезла машина?

Занятие 7. Звуки [а], [у]; буквы а, у (продолжение)

Цели: научить дифференцировать звуки [а], [у]; формировать навыки звукового анализа и синтеза; закрепить навыки написания звуковых сочетаний ау и уа; научить правильно употреблять существительные во множественном числе родительном падеже.

Организационный момент

• Игра с мячом «Горячо — холодно». Логопед произносит слова «Горячо», «холодно».

На слове «горячо» дети отбрасывают мяч, на слове «холодно» — ловят.

Повторение пройденного

Логопед повторяет артикуляцию звуков [а], [у].

• Дидактическая игра «Угадай слово».

К словам, которые произносит логопед, дети подставляют первый звук [а] или [у]: ...пельеин, ...тюг, ...льбом, ...ши, ...тлта, ...литка, ...дочка, ...втобус.

• «Исправь ошибки у Незнайки».

Две машины (с буквами а и у) везут груз (арбуз, удочка, ананас, утка, ананас, утюг). Нужно назвать картинки и по первому звуку определить, правильно ли Незнайка загрузил машины.

• «Продолжи слово».

Дети называют слова по первому слогу: 1-й ряд продолжает слова из слогов со звуком [а], а 2-й ряд — из слогов со звуком [у]: ма — машина, ла — лапша, па — парус, ка — камень, са — санки, ба — банка, му — мука, лу — луна, пу пуговица, ку — кукла, су — сумка, бу — будка.

• «Составь предложение».

Дети по опорным словам составляют предложения:

— Аня, сок, апельсиновый, пить (Аня пьет апельсиновый сок.);

— утка, плавать, на, пруд (На пруду плавает утки.);

— купить, арбуз, папа, сладкий (Папа купил сладкий арбуз.);

— Алеша, ловить, удочкой, рыба (Алеша удочкой ловил рыбу.).

Физкультминутка

«Две сестрицы»

Две сестрицы, две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг друга моют.

Месят тесто две руки.

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

С.Маршак

Звуковой анализ

Дети выкладывают в кассе из букв слова ау и уа и выполняют звуковой анализ, обозначая звуки [а], [у] красными кружками.

Далее логопед проводит работу в тетради. Дети дописывают сломанные буквы и прочитывают их.

Что получилось?


rol-vedushego-povrezhdeniya-v-proyavleniyah-bolevogo-sindroma.html
rol-vidnih-uchenih-v-razvitii-diagnostiki-vnutrennih-boleznej.html
    PR.RU™