Развитие военной психологии в Германии

Военная психология в Германии сформировалась в начале ХХ века в период развертывания агрессивной военной машины кайзеровской империи. Для решения политических проблем в армии была привлечена психологическая наука.

В различный период в военных целях использовались исследования Вунда по национальной психологии, Фрейда - по биологическим источникам агрессивности, как причинам войны, Гельмгольца, Геринга, Мюллера - по психофизиологии, Меймана и Штерна - по поиску средств профессионального подбора новобранцев, Шнейдера - по определению качеств, обеспечивающих успех руководства, Николаи, Блау - по организации психологической войны, Иенша - по психологии наций, Геннинга, Кунце - по психологическим реакциям и поведению в реальной обстановке смертельной опасности и др.

В развитии военной психологии в период первой мировой войны принимал участие и К.Левин, который, анализируя восприятие поля боя солдатом, сделал вывод о существовании «гештальта» - внутренней схемы, управляющей выбором впечатлений и предшествующей опыту человека. Впоследствии эти положения легли в основу идеалистической гештальтпсихологии. В 30-х - 40-х годах большой вклад в развитие психологического консультирования по вопросам государственной национальной политики внес К.Юнг.

После второй мировой войны в бундесвере возрождается военная психология, служащая созданию и подготовке агрессивной армии. В этот период заподногерманские военные психологи занимались вопросами политической обработки личного состава, анализом боевой деятельности войск в условиях современной войны (Биглер). Большое внимание уделялось подготовке войск (Эбелинг). Поднималась проблема психологического влияния ядерного взрыва на психику и поведение солдат. С 1965 года была введена система тестового отбора для всех лиц, призываемых в вооруженные силы. Для решения военно-психологических проблем в этот период создан отдел военной психологии, который координировал работу исследовательского института и ряда специальных групп и лабораторий. Регулярно выходил сборник «Военно-психологические сообщения». Достижения военной психологии в этот период пытаются активно внедрять в войсковую практику. С этой целью Шоенау разработал специальное пособие «Психология для войск». Книга содержала основные сведения психологии и систему рецептов на эмпирическом уровне, представляющих интерес для войскового командира. В ней имелись разделы: 1. Анализ процесса руководства людьми. 2. Качества руководителя и приемы его работы. 3. Выдержки из книг полководцев, теоретиков и психологов по вопросам руководства и морально-психологического фактора.



В настоящее время военное руководство ФРГ уделяет серьезное внимание проблемам наиболее эффективного использования человеческого фактора в современной войне. Особое внимание здесь придается совершенствованию системы морально-психологического обеспечения войск. О значимости данного направления свидетельствует то, что в бундесвере существует специальный род войск - войска «психологической обороны».

Организационно морально-психологическое обеспечение в бундесвере осуществляется по трем основным направлениям:

- через интенсивную, целенаправленную морально-психологическую подготовку военнослужащих;

- через деятельность войск «психологической обороны";

- через религиозную деятельность военно-церковной службы.

Морально-психологическое обеспечение решает двуединую задачу: - воздействие на свои войска (отдельные категории военнослужащих, группы, подразделения, части) и население, а также воздействие на войска и население противника.

Морально-психологическое обеспечение бундесвера регламентировано:

боевым уставом сухопутных войск (HDv 102/10), ВВС и ВМС ФРГ «Боевая подготовка войск";

уставом HDv 100/100 «Управление войсками в бою";

уставом HDv 100/200 «Принципы управления сухопутными силами» и соответствующими уставами ВВС и ВМФ;

уставом ZDv 1/200 «Психологическая оборона";

директивой Генерального инспектора бундесвера «Указания по ведению психологической обороны».

Кроме того, военно-церковная служба регламентируется:

уставами 66/1, 66/2;

специальной инструкцией Генерального инспектора бундесвера «О совместной работе с военными священниками».

Сравнительно немногочисленная психологическая служба бундесвера (психолог есть в крупных штабах от соединения и выше, психиатры в санитарных батальонах и военных санаториях), тем не менее, достаточно эффективно работает, опираясь на офицеров специальных «органов воспитания", имеющих педагогическое или психологическое образование, на многочисленных гражданских специалистов - психологов, благодаря постоянному анализу и адаптации зарубежного опыта в этой сфере, умело организуя обучение основам психологии и «психологической обороны» всех категорий командного состава.



Научно-исследовательской и теоретической работой по вопросам морально-психологического обеспечения занимаются: «Центр управления бундесвера ФРГ» в Кобленце и «Академия информации и связи с общественностью» в Страсбурге. Информация об их деятельности, структуре, составе, задачах и целях в открытых источниках очень мало.

Одним из важнейших направлений морально-психологического обеспечения является морально-психологическая подготовка личного состава бундесвера. Ее главная задача - обеспечение психологической готовности военнослужащих к ведению активных боевых действий в условиях как мировой, так и ограниченной войны, в любых природно-географических и погодно-климатических условиях, преодоление страха и паники, укрепление групповой сплоченности и достижение непрерывного и твердого руководства.

В качестве одной из важнейших задач морально-психологической подготовки рассматривается установление и упрочение взаимоотношений между военнослужащими в небольших группах (отделение, расчет, экипаж), что служит основой укрепления боевого духа и психологической устойчивости войск. Исходя из рекомендаций психологов и социологов, командование бундесвера тщательно подходит к комплектованию небольших подразделений. Этой цели успешно служит практика комплектования отделений, взводов солдатами, хорошо знавшими друг друга до службы, учившимися вместе, родственниками.

Другим военным направлением морально-психологического обеспечения бундесвера является проведение так называемой «психологической обороны» (психологических операций) с задачей: проведение «консолидирующей» пропоганды на свои войска и населения и подрывной - на войска и населения противника.

Существует хорошо отлаженная система подготовки кадров для войск «психологической обороны» (ПХО).

Так, учебный курс ПХО академии бундесвера (г.Гамбург) предназначенный для подготовки офицерского состава по вопросам «психологических операций", является составной частью обучения офицеров в академии. На его прохождение в течение двухлетнего обучения выделяется около 40 учебных часов. Наличие этого курса в высшем военном учебном заведении вооруженных сил ФРГ позволяет дать командному составу и штабным офицерам навыки в организации и ведении «психологических операций» как в период кризисной ситуации, так и в ходе войны.

С целью подготовки всех категорий военнослужащих войск ПХО с 1987 года функционирует академия «психологической обороны» (г. Вальдбрель, земля Северный Рейн-Вестфалия).

Учебная рота ПХО подчинена начальнику главного штаба сухопутных сил и используется для начальной подготовки (три месяца) военнослужащих срочной службы.

Академия «психологической обороны» рассматривается как центральное учреждение вооруженных сил ФРГ, предназначенное для подготовки кадров по ведению «психологической обороны» и организации научно-исследовательской деятельности в этой области. Решение данных задач возложена на постоянный состав (офицеры, унтер-офицеры и гражданские специалисты). По мнению руководства министерства обороны, совместная работа военных и гражданских специалистов способствует повышению эффективности научных исследований и учебного процесса в целом.

Организационно академия включает командование, штабную группу, три научно-исследовательских отдела (анализа военно-политической обстановки, оценки морально-психологического состояния вооруженных сил вероятного противника, разработки теоретических основ ведения «психологической обороны") и два учебных отдела, или цикла.

Так, отдел анализа военно-политической обстановки (первый) занимается исследованием проблем военной политики, оценкой морально-психологической обстановки в бундесвере и в стране, анализом эффективности применения сил и средств психологического воздействия вероятного противника на вооруженные силы и население как в мирное, так и в военное время, а также разработкой мер противодействия. Он осуществляет тесное взаимодействие с различными гражданскими и военными учреждениями и ведомствами в стране и за рубежом, занимающимися аналогичными проблемами. На основании проведенных научных исследований отдел вырабатывает соответствующие рекомендации военно-политическому руководству страны.

Отдел разрабатывает и проверяет на практике методы наиболее эффективного психологического воздействия на те группы населения, которые критически настроены по отношению к бундесверу и службе в нем, чтобы снизить напряженность в отношениях между вооруженными силами и обществом, избежать конфронтации, расширить взаимный диалог. Для достижения высоких результатов организуются семинары и конференции. На них проводятся встречи с представителями национальных и зарубежных (стран НАТО) родственных организаций, осуществляется обмен опытом, методическими и информационными материалами, лекторами.

Отдел оценки морально-политического состояния вооруженных сил вероятного противника (второй) основное внимание уделяет изучению, анализу и оценке содержания, методов и форм, а также эффективности идеологической работы в армиях вероятного противника. При этом, как подчеркивает западногерманский журнал «Труппенпраксис", главными моментами являются психологические аспекты, взаимоотношения между вооруженными силами и обществом. Задачей отдела является также разработка концепций использования подразделений «психологической обороны» в боевых условиях во взаимодействии с аналогичными военными формированиями США и других стран НАТО.

Сотрудники отдела готовят аналитические и информационные материалы по состоянию и тенденциям развития психологической обстановки в вооруженных силах вероятного противника. Эти материалы используются для идеологической обработки личного состава бундесвера при оценке боевой мощи противника, а также для информирования населения.

Второй отдел совместно с первым разрабатывает контрмеры психологическому воздействию на личный состав (для мирного времени, кризисной ситуации, на период военных действий).

Отдел разработки теоретических основ ведения «психологической обороны» (третий) занимается соответствующими научными проблемами. Выработанные им положения включаются в уставы и наставления бундесвера, в приказы и директивы командования, реализуются при подготовке личного состава специальных подразделений. Военное руководство придает большое значение теоретическому обоснованию форм и методов «психологической обороны». С этой целью в последнее время исследовались биологические особенности человека, его природные инстинкты, влияние физиологических потребностей и уровня их удовлетворения на поведение в экстремальных условиях.

К числу задач относятся также анализ информационных потребностей сил «психологической обороны", создание необходимого информационного фонда, установление критериев для подготовки и оценки печатных материалов специального назначения, теле- и радиопередач.

В отделе вырабатываются замыслы и предлагается динамика проведения плановых занятий и учений в подразделениях «психологической обороны", их участия в маневрах бундесвера. Для командного состава, обучающегося в академии, разрабатываются варианты возможного использования сил и средств с момента возникновения кризисных ситуаций.

Одной из важных задач академии является организация занятий по теории и практике ведения «психологической обороны» в соответствии с положениями, принятыми в ОВС НАТО, а также концепциями, разработанными в бундесвере.

Отдел аргументации и ведения дискуссий (четвертый) занимается выработкой у слушателей умения вести дискуссии с инакомыслищими, строить убедительную аргументацию при защите официальных взглядов, обосновывать военную политику отношения с государствами - бывшими участниками ОВД. Он нацелен на военнослужащих и гражданских лиц ФРГ, критически относящихся к тем или иным направлениям ее политического курса.

В процессе подготовки кадров отрабатываются даже такие вопросы, как выработка умения правильно держаться в ходе выступлений и бесед, следить за жестикуляцией, внешним видом, положением головы и рук. Для этого тремя кинокамерами с разных точек снимают учебные выступления, одновременно записывая речь на магнитную пленку. В результате каждый обучающийся может посмотреть и послушать самого себя для корректировки допущенных ошибок.

Отдел подготовки личного состава по вопросам ведения «психологической обороны» (пятый) организует и осуществляет подготовку военнослужащих, представителей военной администрации и гражданских учреждений и ведомств, а также резервистов бундесвера по всему комплексу вопросов организации и ведения «психологической обороны». Особое внимание уделяется привитию обучаемым практических навыков в разработке, подготовлении и распространении печатных материалов, в том числе листовок, а также использованию звуковещательных устройств в интересах дезинформации, подрыва морального духа войск и населения противника и идеологической обработки своих военнослужащих.

Создание академии «психологической обороны» бундесвера и расширение ее деятельности свидетельствуют о стремлении военно-политического руководства ФРГ повысить возможности войск «психологической обороны» за счет улучшения качества подготовки специалистов, а также активизации научно-исследовательской работы в этой области.

Чтобы повысить эффективность пропаганды среди населения ФРГ, бундесвер уже сейчас проводит опросы, социологические и психологические исследования с целями: обучения специалистов работе с местным населением по предотвращению антивоенных акций, изучению причин возникновения оппозиционных групп направленных против бундесвера, а также оценки эффективности их акций. Изучается (в угрожаемый период и в ходе войны) эффективность распространения информации среди военнослужащих и населения с целью противодействия подрывной пропаганде противника.

Третьей по значимости составляющей морально-психологического обеспечения является военно-церковная служба бундесвера. Религиозности военнослужащих в бундесвере придается большое значение как ведущему фактору обеспечения морально-психологической устойчивости военнослужащих в повседневной и боевой деятельности. По некоторым оценкам доля верующих составляет от 60 до 80% личного состава.

В составе военно-церковной службы около 300 священников, т.е. на 1500-2000 военнослужащих - 1 священник. По штату они находятся во всех штабах бундесвера от бригады и выше.

Главной задачей военно-церковной службы является выявление и устранение «духовных конфликтов", возникающих у военнослужащих, а в военное время - устранение противоречий, возникающих между религиозным сознанием солдат и характером задач, выполняемых войсками. Эта работа направлена на усиление у солдат чувства долга, укрепление дисциплины, товарищества, взаимопомощи, поддержание высокой морально-психологической устойчивости у военнослужащих и населения, снятие психологических стрессов и реабилитация пострадавших от боевых психических травм и т.д.

Косвенно участвуют в морально-психологическом обеспечении и культурно-досуговые структуры бундесвера.

Для оценки результатов воздействия на объект служб морально-психологического обеспечения бундесвера ФРГ используются различные средства: это тестовые методики, различные опросы, наблюдения, независимые экспертные оценки и т.д. Результаты также обобщаются и в ходе различных сборов, совещаний, разборов учений, маневров. Ежегодно в масштабах НАТО проводятся симпозиумы по проблемам военной психологии, морально-психологического обеспечения войск и подбору кадров.

Независимые исследования проводят специалисты научно-исследовательских отделов Военных академий и «Центра управления бундесвера». Здесь же анализируются результаты внедрения новых форм и методов морально-психологического обеспечения и, вырабатываются рекомендации (коррективы) по их использованию. Например, если раньше профессионально-психологический отбор проводился только при отборе кандидатов в Военные училища, то с 1965 года при проведении профессионального отбора всех военнослужащих выделяется до 30 личностных качеств.

В иностранной печати есть сведения об опробировании в специальных частях бундесвера особых методов психологической подготовки (саморегуляции, медитации, экстросенсорного восприятия и т.п.).

Все это свидетельствует о гибкости функциональной структуры морально-психологического обеспечения, наличии в ней эффективной системы обратной связи с войсками.

Вместе с тем, необходимо отметить, что включение части военнослужащих бывшей Национальной народной армии (ННА) ГДР в бундесвер (в октябре 1990 года) породило ряд сложных проблем. Основные проблемы при интеграции ННА в бундесвер кроются в переподготовке личного состава и прежде всего, в его морально-нравственной и психологической перестройке. Офицерам, унтер-офицерам и солдатам бывшей ННА потребуется время для адаптации к новым порядкам, характеру взаимоотношений между подчиненными и начальниками, установившемуся стилю работы командования, системе сложившейся воспитательной работы. Другая, возможно, более важная часть проблем состоит в замене идеалов, в том, чему и кому, каким ценностям и целям служит солдат.

Как считают специалисты, на морально-психологическое состояние офицеров, пришедших из ННА, а также на решение о продолжении службы негативно влияют, во-первых, процесс сокращения вооруженных сил и, во-вторых, и это самое главное - ощущение ими своей «второсортности» и обреченности в военной карьере на неудачу.

Все это заставляет командование бундесвера искать новые, более эффективные, формы и методы идеологической и психологической работы, позволяющие снять возникшие противоречия в период объединения и сокращения вооруженных сил ФРГ.

§ 2.4. Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий.

Краткое содержание

Понятие психологической подготовки. Определения психологической подготовки, ее сущностное содержание, фактор новизны и его роль в формировании и проявлении психологических качеств, психологический механизм, организация и проведение психологической подготовки в ходе обучения, воспитания и собственно психологической подготовки. Содержание общей, целевой и специальной психологической подготовки.

Организация психологической подготовки. Направления психологической подготовки, принципы ее организации. Роль и место психолога в проведении психологической подготовки. Психологическая модель современного боя. Задачи психологической подготовки, форма и способы их реализации при обучении вождению боевых машин и в ходе тактической подготовки.

Понятие психологической подготовки

Психологическая подготовка военнослужащих это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки.

Более доступное понимание сущности психологической подготовки было, на наш взгляд, сформулировано известным русским физиологом И.П.Павловым: «Дело тут не только в силе взаимодействующих раздражителей, сколько в их новизне... Главная реакция пассивно-оборонительного рефлекса имеется не на силу, а на новизну».

Почему в приведенной цитате на наш взгляд изложена сущность психологической подготовки? О чем идет речь? В ходе обучения и воспитания любого специалиста военнослужащего предусмотрено формирование широкого спектра необходимых для выполнения профессиональной деятельности качеств. И в целом задача решается успешно. Однако опыт боевых действий показывает, что не каждое качество ранее сформированное может проявиться у военнослужащего при изменении условий деятельности (погоды, рельефа местности, видимости, огневого воздействия и др.), особенно при переходе к ведению реального боя. Есть очень много примеров, когда воин успешно поражает мишень на учебных занятиях и далеко не лучшим образом ведет стрельбу при изменении условий боя, когда пассивно-оборонительные рефлексы фактически способствуют неадекватному обстановке поведению воина и снижает результативность боевой деятельности.

То есть фактор новизны порой играет решающую роль в проявлении у человека ранее сформированных качеств, а значит в выполнении упражнения. И задача состоит в том, чтобы еще в мирное время, в ходе обучения и воспитания, предусмотреть и поставить обучаемого в такие условия, в которых будут выработаны необходимые для выполнения боевой задачи психологические качества. Другими словами, в ходе повседневной учебно-боевой подготовки до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем человек может встретиться в бою.

Каков психологический механизм психологической подготовки? За счет каких внутренних и внешних воздействий на психику военнослужащего осуществляется ее влияние? На эти и другие вопросы можно получить ответ, если подойти к пониманию основной теоретической и практической задачи психологической подготовки - это целенаправленное формирование и закрепление у военнослужащих психических образов модели их предстоящих или будущих действий. И логика здесь должна быть такова: чем большее количество предстоящих психических образов максимально соответствующих боевой обстановке мы сформируем у военнослужащего, тем меньше вероятность его попадания в ситуацию неопределенности, неизвестности, которая, как правило, влечет за собой срабатывание у человека пассивно-оборонительного рефлекса, а следовательно неадекватные действия.

Для большего понимания этого вопроса, рассмотрим, что по существу представляет собой психический образ действия?

Психический образ, или другими словами, что человек увидел, услышал, пережил и т.д. представляет собой не что иное как психологическую модель действия (боя) в сознании воина. Это не снимок на котором запечатлена какая либо ситуация, а значительно большее. Это достаточно сложный во времени процесс отражения не только объективной действительности, но и воссоздание ранее пережитых, увиденных и т.д. образов, с целью построения будущей деятельности воина, адекватной реально сложившейся ситуации. Регулятором такой деятельности выступают мотивы и потребности военнослужащего, его установка, а операциональной структурой - профессиональные действия. То есть методологически будет верным, если мы в ходе всей повседневной деятельности по организации психологической подготовки свои условия будем направлять на формирование как понятийной, так и образной основ модели предстоящих действий.

При этом очень важно учитывать, что образ выполнения того или иного действия определяется как его предметным содержанием (куда, как, с кем идти, что взять с собой, так и его значимостью для военнослужащего а надо ли туда идти). Можно прекрасно быть подготовленным в профессиональном отношении с точки зрения умения водить, летать, осуществлять походы и т.д., иметь достаточно развитые профессиональные качества, но если не будут развита понятийная основа модели предстоящих действий, являющаяся первоосновой смысловой установки на поведение в бою, с большой достоверностью можно утверждать, что с должной эффективностью задание выполнено не будет.

В этой связи при организации психологической подготовки важно исходить из принципа опережающего формирование понятийной основы модели боевых действий по отношению к образной. Это значит, что любой замысел в реализации психологической подготовки должен получать свое начало посредством активизации убеждений в необходимости и важности поставленных задач, закреплении мотивационных установок, накопления представлений об условиях боя и т.д. В этих целях может широко применяться оправдавшие себя методы психологической подготовки связанные в основном со словесным, устным воздействием командиров, других специалистов на психику личного состава - убеждение, внушение и т.д.

Однако одной только установки для решения задач психологической подготовки крайне недостаточно. Успешность действий воина во многом зависит от того, насколько сформированные у него психические образы соответствуют реальной действительности. Для этого воин должен чувственно наполнить психический образ модели боевой работы: выполнять практически действия в ходе тренировок, учений, стрельб, пусков ракет днем и ночью. В этих условиях можно широко использовать методы позволяющие закрепить образную основу модели боя посредством закалки необходимых профессионально важных качеств. Они могут включать в себя: упражнения и тренировки на специальных тренажерах, иммитаторах, учебных полях, на аэродромах; физические и спортивные упражнения по преодолению специальных полос препятствий, заграждений, завалов, водных рубежей; специальные спортивные игры и состязания; психологические упражнения для целенаправленного развития познавательных, эмоциональных и волевых качеств; психологический тренинг по сколачиванию коллектива, формированию совместимости, коллективизма, взаимозаменяемости и др.

В науке сформировалось значительное число различных подходов к пониманию организации и проведению психологической подготовки. Не ставя задачу их анализа, мы исходили из того, что психологическая подготовка осуществляется в ходе воспитания (воспитательными структурами), обучения (органами боевой подготовки) и при проведении мероприятий собственно психологической подготовки. Учитывая то обстоятельство, что обучение, воспитание и собственно психологическая подготовка тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, очень важно рассмотреть, каковы же качества, свойства, психические процессы и состояния формируются в каждой из перечисленных областей.

Осуществляя самый общий анализ, мы можем константировать, что в процессе воспитания у военнослужащих вырабатываются навыки и привычки поведения в различных условиях, а следовательно развиваются волевые качества; осуществляется развитие эмоционально- волевой сферы личности и ее адаптации к новым условиям; военнослужащие целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешной защиты Отечества морально- боевые качества и чувства (то же мужество, стойкость, смелость, решительность, инициативность, готовность к бою, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний, формируются представления о современном бое, а закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и др.

Однако сводить психологическую подготовку только к обучению и воспитанию было бы неверным. обучение и воспитание гораздо шире по решаемым задачам, чем психологическая подготовка. Существует целый ряд таких задач, особенно по формированию, развитию и закалке необходимых для выполнения боя психологических и специальных качеств, которые могут быть решены только в процессе психологической подготовки. Например, закрепление и развитие навыков и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи; активизация черт познавательных процессов, мотивов, способностей, характерных для того или иного военного специалиста, или таких специальных качеств бойца как осмотрительность, глазомер, мышление, координация движений, устойчивость к перегрузке и др.

То есть, наряду с обучением и воспитанием, в процессе которых частично осуществляется психологическая подготовка, решается ряд задач, позволяющих нам сделать вывод, что она является самостоятельной, имеет свои пути, средства, формы и методы (аутотренинг, накопление представлений о ситуациях боя и адаптация к ним, психокоррекция, психореабилитация и др.). Именно данное обстоятельство зачастую вносит некоторую неопределенность в вопросы, касающиеся организации психологической подготовки.

В этой связи очень четко важно различать содержание общей, специальной и целевой психологической подготовки. Так, в ходе общей психологической подготовки, которая осуществляется в процессе обучения и воспитания, формируются необходимые для боя профессионально важные качества (мужество, героизм, храбрость и др.), которые должны соответствовать общим целевым установкам и требованиям, предъявляемым к личному составу.

Специальная психологическая подготовка менее связана с обучением и воспитанием и более приближена к самостоятельной психологической подготовке к выполнению поставленной задачи. Ей в большей мере присущи специфические методы (тренажи, идеомоторные тренировки, изучение основных признаков целей и др.). В ходе специальной психологической подготовки решаются вопросы по осознанию боевой задачи, убеждению воинов в необходимости беспрекословного ее выполнения, активизации в этих целях готовности и других специфических профессионально важных качеств. Именно в ходе специальной психологической подготовки в наибольшей мере решаются вопросы по снижению элементов неизвестности в общей системе предстоящих действий, формируются и активизируются специфические качества необходимые именно для выполнения данной задачи.

Целевая психологическая подготовка проводится к конкретному бою, к конкретному полету, походу, пуску и т.д. Она наименее связана с обучением и направлена на подъем активности личного состава, мобилизацию его психики на выполнение поставленной задачи.

Организация психологической подготовки

Основными направлениями психологической подготовки военнослужащих являются: формирование у воинов научно- обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, убеждений, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом; повышение уровня психологической устойчивости и выносливости военнослужащих, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях; привитие доверия к командирам и начальникам, установки на беспрекословное повиновение и послушание, благонадежности и лояльности к политике государства; снижение психических травм, повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физиологической и психологической выносливости военнослужащих.

Эффективность проводимой работы будет во многом зависеть от того, насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования противоборства с противником; профессионально-тактической обусловленности содержания психологической подготовки решаемым задачам в различных видах Вооруженных Сил и родах войск, обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того очень важно соблюдать психологическое соответствие учебных и боевых задач; проблемность создаваемых учебно-боевых ситуаций; психологическое противоборство моделирующее адекватность психических состояний и действий условиям боя.

Невольно возникает вопрос - кто и где будет осуществлять подобную содержательную работу по организации психологической подготовки? В существующих ныне нормативно-правовых документах регламентирующих проведение психологической подготовки подчеркивается, что ее организация возложена как на психологов находящихся в структурах боевой подготовки, так и на психологов воспитательных структур.

Накопленный опыт работы показывает, что результативность деятельности офицеров-психологов органов боевой подготовки выше там, где основное их внимание сосредотачивается на осуществлении психологического анализа видов боевой деятельности; выработке рекомендаций по формированию необходимых профессионально-важных качеств в процессе боевой учебы; разработке психологических моделей занятий, учений, маневров и выработке предложений командирам по созданию оптимальных уровней психической напряженности личного состава средствами имитации психологических факторов боя, созданию в частях учебно-материальной базы психологической подготовки тренажеров, учебных мест, полигонов, стрельбищ и др. Изложенный опыт работы позволяет целенаправленно и эффективно решать задачи психологической подготовки.

Что же касается офицеров психологов воспитательных структур, то свою работу в области психологической подготовки фактически строят в тесном взаимодействии с органами боевой подготовки, руководствуясь при этом функциональными обязанностями, в частности положением «... принимать участие в психологической подготовке личного состава и ведению боя, решению учебно-боевых и других задач, осуществлять мероприятия по поддержанию их психологической устойчивости». При этом важно отметить, что в основном звене, где осуществляется психологическая подготовка, в полку, вся работа по ее организации и проведению возложена на психолога полка.

Учитывая важность и недостаточную разработанность подходов к организации психологической подготовки в полковом звене есть необходимость более подробно изложить методику ее проведения, уделив особое внимание вопросу внедрения психологических элементов в процессе боевой подготовки.

Передовой опыт в войсках показывает, что психологическая модель современного боя создается путем:

Использования различных средств имитации (учебные ВВ, имитаторы ядерного взрыва, учебные рецептуры ОВ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси, холостые патроны и т.д.).

Трансляции записей шумовых эффектов боя (выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуковых низколетающих самолетов и т.д.).

Создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий, применяемых внезапно (имитационные минные поля, проволочные и мало заметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов).

Организация реального противодействия противника (подготовленная группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух взводов и др.).

Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств, в зависимости от решаемых задач, вида вооружения и рода войск, психолог, совместно с офицерами органов боевой подготовки, командирами и штабами может осознанно вводить в процесс учебно-боевой деятельности различные психологические факторы, способные вызывать как позитивную активность воина, так и отрицательные психические явления. Так создание угрозы для жизни личного состава сопровождается действием фактора опасности, реальное огневое воздействие - внезапности, дефицит информации- неопределенности, осуществление незапланированных действий - новизной обстановки и др. Умелое продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реально смоделировать от


read-and-translate-the-texts-write-out-the-verbs-used-in-passive-complete-the-tasks.html
read-several-interesting-facts-about-houses-transalte-into-russian.html
    PR.RU™