Развитие связной речи. Развитие функции языко-вого анализа и синтеза

Входит воспитатель в костюме или шапочке с элементами.

«Хеллоу, я марсианка Сусасея. Кто вы та-ки-е? (Мы зем­ляне! Наша планета — Земля.) Ин-те-рес-но, ка-ка-я о-на? Что есть на Земле?» Дети, как нам познакомить марсианку с

Землей?

Рассуждения детей. Дети приглашают ее в космический корабль. Покажем ей посуду. Это стакан, из него пьют сок. Это солон­ка, в нее насыпают соль. Это сковорода. В ней жарят мясо. Пока­жите ей продукты питания. (Сосиски, мясо, сметана, масло, сливки, сыр и др.) Чем мы будем ее угощать? Познакомьте мар­сианку с природой Земли.

Дети называют птиц и зверей, в названиях которых есть звуки с, с'. Выставляются другие предметы: сапоги, санки, свисток. Дети называ­ют их, рассказывают о назначении.

«О-чень пон-ра-ви-лись мне ваши пти-цы и зве-ри». Оставим мар­сианке кого-нибудь на память.

Выкладывается из цветных кружочков схема слова лиса. Догадайтесь, кто останется? (Лиса.) Докажите, что это слово лиса. Теперь проверим, хорошо ли марсианка Сусасея запомни-ла предметы. Сусасея, назови нам слова со звуком с. Дети помогают.

А сейчас назови слова со звуком с'. Назови слово, в котором первый звук с, а последний н. (Это посуда, ста-пан.) Марсианка допускает ошибку. Дети исправляют ее.

Чем мы тебя угощали? Подскажем. В этом слове первый звук м, последний — м. (Мясом.) Пора возвращаться на Землю. К полету готовы? (К полету готовы.) Закройте глаза, спите. Мы в космосе. Вот и Земля. Мы выходим на посадочную орбиту, Космодром не принимает. Наш космолет приземлился в сибирс-1кой тайге.

Проблемная ситуация

Что будем делать?

Возвращение домой на вертолете

Итог занятия

32 Тема «Звуки с, с'»

2. САША И СНЕГОВИК

Материал.Картинка «Саша и снеговик» из серии ГА. Тума-ковой «Звучащее слово»; звуковые символы, полоски для обозна- I чения предложений, буквы.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Какое сейчас время года? (Зима.) Покажите, что вы замерз­ли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.

Сообщение темы занятия

Вы узнаете, какие звуки мы будем изучать, если отгадаете загадки. Эти звуки есть в отгадках. «Сели детки на карниз и растут все время вниз». (Сосульки.) Какой звук дважды повторяетсяв этом слове? (Звук с.) «Скатерть бела, весь свет одела». (Снег.) Какой первый звук в слове снег ? (Звук с'.) «Мама подсинивала белье синькой». Какой первый звук в слове синь­ка ? (Звук с'.)

3. Характеристика звуков с, с' по артикуляционным и



Акустическим признакам

4. Произношение звуков с, с' в слогах. Синтез слогов

Я «бросаю» вам звуки, а вы мне «возвращаете» слоги: с, а ... (са), с', и ... (си), с, у ... (су). А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду называть слоги с твердыми соглас­ными, а вы их «возвратите» с мягкими: са ... (ся), су... (сю), сы ... (си), со ... (сё).

5. Произношение звуков с, с' в словахВыставляется картина Г.А. Тумаковой «Саша и снеговик».

Придумайте мальчику имя со звуком с (Саша, Слава.) Л теперь — со звуком с'. (Сима, Семен, Максим, Сеня, Вася.) Л есть ли на картинке птицы, в названии которых слышатся зву­ки с, с' ? Назовите их. (Снегири, синицы.)

6. Подбор родственных слов. СловообразованиеНазовите похожие слова. (Снегири, снег, снежок, снежин­ки, снежки, снеговик.) Я скажу вам два слова, а вы из них составьте одно: снег падает... (снегопад). А теперь назовите машину, которая ходит по снегу. (Снегоход.)

7. Определение позиции звука с. Выкладывание цвето­вого символа звука в нужное окошко звукового домика

Назовите слова со звуком с. (Сосулька, санки, сук, сучок, совок, стая, нос.)

Дети определяют позицию звука с в этих словах и выкладывают символ в нужное окошко.

8. Анализ слов Сима, сани, обозначение их буквами

9. Согласование существительных с прилагательными и причастиями. Словообразование

Снег на солнышке искрится, значит, он какой? (Искристый, искрящийся.) Снег сверкает .,. (сверкающий), серебрится ... (серебристый), рассыпается ... (рассыпчатый), хрустит ... (хрустящий). А снежинка какая? (Хрустальная, серебрис­тая, искристая.)

Физминутка

Логопед читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ими­тацией движений в соответствии с текстом.


Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся

И под гору быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.



Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Кукла вышла лучше всех.

Дети к вечеру устали,

Все в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег.

Спят ребятки крепче всех


11. Звуки с, с' в предложениях

Используются наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов.

Откуда свисают сосульки? С чем гуляет Сима? Где сидят снегири? Где летит стая птиц?

Анализ одного-двух предложений. Два ребенка рисуют схему предложения на доске, остальные выкладывают ее из полосок.

12. Произношение звуков с, с' в стихотворении

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики

Сегодня — посмотри!

Как розовые яблоки

На ветках снегири.

В. Александрова

В каких словах вы услышали звуки с, с'?


razvitie-zhiznenno-vazhnih-kachestv-lichnosti-s-svyazi-s-dvigatelnoj-deyatelnostyu.html
razvitie-zritelnogo-analizatora-ploda.html
    PR.RU™