РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Выпускная квалификационная работа

Специальности 050142

Адаптивная физическая культура

Уфа 2015


Выпускная квалификационная работапо дисциплине Частные методики адаптивного физического воспитания выполнена студентом4 курса (специальность 050142 Адаптивная физическая культура) Мухаметовым АртуромБуранбаевичем.

Научный руководитель: преподаватель

специальных дисциплин

Мансурова А.Г.

К защите допущен:

Защита выпускной квалификационной работы состоится «18» мая 2015 г.

в ГБОУ СПО Уфимский многопрофильный профессиональный колледж

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМНАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по организации оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста …….……..8

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..11

1.3 Методы и приемы развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста………………………..………………….17

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙРАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

2.1. Диагностика уровня развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста………………...………………………....21

2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию скоростно-силовых качеств и ловкости посредством национальных подвижных игр……………………………………………………………….…..26

2.3 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по развития скоростно-силовых качеств и ловкости………………......................................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….39

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….....41


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В настоящее время весьма актуальными являются вопросы поиска эффективных форм и методов физического воспитания учащихся, оптимизации их двигательной деятельности.

При значительной и ежедневной умственной нагрузке, хронической усталости большинства школьников, около половины учащихся, кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников только примерно каждый седьмой выходит на оптимальный уровень двигательной активности. Существующая система физического воспитания не полностью восполняет генетическую потребность школьников в движении и отрицательно сказывается на их здоровье.



Состояние здоровья школьников в последние годы вызывает все более серьезные опасения. По данным института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. От 30 -35% до 80% детей, поступающих в первый класс, имеют различные хронические заболевания. Многочисленные исследования показывают, что практически здоровые дети в возрасте 7-10 лет составляют 10-12%. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в четыре - пять раз, как минимум в два раза возрастает количество хронических больных, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения, каждый второй школьник имеет избыточный вес, а каждый третий страдает ожирением. Неудовлетворительный уровень физической подготовленности современных школьников отмечают С. А. Подойников и другие.

Проблема развития физических качеств у подрастающего поколения приобретает особую значимость в настоящее время, когда возрастает число факторов, неблагоприятно действующих на детский организм.

Объект исследования - процесс развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста посредством национальных подвижных игр.

Предмет исследования - методы развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.



Цель исследования – теоретически обосновать и предложить систему работы по развитию скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста при помощи национальных подвижных игр.

Гипотеза: процесс развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста посредством национальных подвижных игр может быть более эффективными если:

-учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей;

-разработать содержание, формы, методы и приемы работы по коррекции осанки у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения при помощи подвижных игр;

-вести планомерную, систематическую и целенаправленную работу по теме исследования.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста.

2. Изучить особенности психофизического состояния детей младшего школьного возраста.

3. Рассмотреть методы развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста.

4. Провести диагностику уровня развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста.

5. Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста при помощи национальных подвижных игр.

6. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование.

Работа строилась в два этапа:

1 этап: сентябрь 2013 г. по май 2014 г.

2 этап: сентябрь 2014 г. по май 2015 г.

Материалы курсовой работы могут быть использованы:

- на уроках в Уфимском многопрофильном профессиональном колледже на дисциплинах профессионального цикла;

-для консультации родителей по проблеме исследования;

- на педагогических советах в образовательных учреждениях по вопросам обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Структура: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.


Младшего школьного возраста

Современное общество рассматривает физическую культуру как основное средство воспитания всесторонне развитой и социально активной личности. Об этом свидетельствует принятие ряда основополагающих документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» (1995), указов Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (1998), «О повышении роли здорового образа жизни россиян» (2002), «Об усилении роли физической культуры и спорта» (2002).

Повышается роль воспитания психофизических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, в связи с их значением для подготовки ребёнка к жизни, труду и защите Отечества, выбором профессиональной и спортивной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что наиболее противоречивой и наименее изученной в теории и методике физического воспитания является проблема воспитания ловкости.

По мнению Ю.Ф.Змановского, В.Гаврийски и др., ловкость не существует. Некоторые специалисты рассматривают ловкость как вид сложнокоординированной деятельности (Е.П.Ильин, В.И.Лях, D.Blume, P.Hirtz, G.Schnabel и др.).

В то же время ряд ученых подчеркивают, что ловкость является ведущим психофизическим качеством в формировании гармонично развитой личности (Н.А.Бернштейн,В.М.Зациорский, Е.П.Ильин, В.И.Лях, И.М.Туревский, В.С.Фарфель и др.). Так как, именно она обусловливает точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, чувство равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями окружающей обстановки. Основу ловкости составляет подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоению новых более сложных движений. Процессы антеципации и экстраполяции, специфичные для данного качества, обеспечивают, так называемый, «перенос навыков» по механизму условнорефлекторной деятельности (Н.А.Бернштейн, В.М.Зациорский, В.И.Лях, Л.П.Матвеев,А.Д.Новиков и др.).

Характерно, что у детей дошкольного возраста ловкость является наивысшим показателем сформированности двигательного навыка и рассматривается с ним в диалектическом единстве. Перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную двигательную деятельность является наиболее характерным проявлением ловкости (А.А.Гужаловский, Е.П.Ильин, П.Ф.Лесгафт, В.И.Лях, Е.А.Покровский, Э.Я.Степаненкова, И.М.Туревский, Н.С.Филитис и др.).

Работы Н.А.Бернштейна, В.И.Ляха, И.М.Туревского, В.С.Фарфеля и др. доказывают: ловкость является психофизическим качеством, которое базируется на морфофункциональных особенностях организма, и имеет, вследствие этого, ярко выраженную индивидуальность и неповторимость.

Разделяя мнение В.М.Зациорского, мы рассматриваем воспитание ловкости как целенаправленный педагогический процесс воздействия на развитие ребёнка-дошкольника [87, с.7].

Большинство исследований отечественных и зарубежных специалистов в области физического воспитания направлено на выявление закономерностей развития данного психофизического качества, главным образом, у взрослых людей в отдельных видах спорта (В.М.Зациорский, Н.В.Зимкин, А.Н.Крестовников, А.Д.Новиков, Н.Г.Озолин, В.С.Фарфель, и ДР-)

В ряде работ освещены методы и средства формирования ловкости у юных спортсменов (В.М.Волков, А.В.Коробков, З.И.Кузнецова, И.М.Туревский, А.М.Шлёмин и др.). Относительно незначительная часть исследований посвящена формированию ловкости у школьников, не занимающихся спортом (А.А.Гужаловкий, Л.Б.Кофман, В.И.Лях, В.П.Филин и др.).

Научные труды, имеющие непосредственное отношение к детям дошкольного возраста, занимают среди них непропорционально малое место, а существующее представление о значении и методике воспитания у дошкольников такого важного психофизического качества, как ловкость, не в полной мере отвечает требованиям времени.Тем не менее, старший дошкольный возраст признаётся сензитивным с периодом для воспитания ловкости и характеризуется наличием необходимых для этого предпосылок и условий. Пластичность нервной системы обусловливает воспитание данного психофизического качества и создаёт большие возможности для быстрой перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (Т.В.Артамонова, Е.Н.Вавилова, В.А.Гуляйкин, Н.А.Ноткина, А.А.Ругина иДР-).

Базовой основой для воспитания ловкости у дошкольников является создание осознанного представления о структуре движения, его пространственно-временных характеристиках, технике выполнения. Необходимо также «обыгрывание» навыка в различных условиях, что способствует отработке сенсорных коррекций и улучшению тренированности выполняющих движение мышц. Такие возможности представляются при использовании подвижных игр, отвечающих необходимым требованиям и организованных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В подвижных играх непрерывно и внезапно изменяются условия, играющим приходится переключаться от одних действий к другим, заранее не обусловленным, в кратчайшее время решать двигательные задачи. Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений детей в игре ложится в основу особого свойства мышления - антеципации [26], позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхищая намерения партнёра и последствия своих собственных действий. Следует отметить, что игра позволяет моделировать не только типичные, но и редкие ситуации, которые трудно решить, применяя стандартные средства (Е.А.Аркин, А.И.Быкова, П.Ф.Каптерев, Д.А.Колоцца, М.М.Конторович, И.М.Коротков, П.Ф.Лесгафт, Л.И.Михайлова, Т.И.Осокина, Е.А.Покровский, Н.В.Полтавцева, Э.Я.Степаненкова, Е.А.Тимофеева, А.П.Усова, К.Д.Ушинский и др.).

Авторы ряда работ рассматривают возможность использования подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости, полагая, что последние способствуют формированию умения точно выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях окружающей обстановки. Однако экспериментальных данных, относительно детей старшего дошкольного возраста, они не приводят (Т.В.Артамонова, А.И.Быкова, Е.Н.Вавилова, В.И.Лях, Н.А.Ноткина, И.М.Туревский и др.).

ГЛАВА 2.

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраста

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУСОШ № 27.

Вся программа исследований поразвитию скоростно-силовыхкачеств и ловкости у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры была выполнена в три этапа.

Первый этап проводился с сентября 2013 г. по апрель 2014г. Основной целью исследования было изучение и теоретическое обоснование особенностей развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Второй этап с сентября 2014г. по апрель 2015г.Разработка содержания, форм и методов развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста при помощи подвижных игр; обработка и анализ результатов исследования.

В состав экспериментальной группы вошли учащиеся 4В класса, в количестве 10 человек – 5 мальчиков и 5 девочек. Все дети имеют сниженный уровень развития физических качеств.

Третий этап (май 2015г.) предполагал выполнение статической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов обследования.

Целью констатирующего эксперимента являлось проверка уровня развития физических качеств.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Провести диагностику уровня развитияскоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста.

2. Разработать методы и приемы развития скоростно-силовых качеств и ловкости при помощи подвижных игр.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:

1. Бег на 30 м с высокого старта.

Определяет способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий (быстроту).

Задание проводилось на беговой дорожке (длина 40 м, ширина 3 м). На дорожке отмечались линии старта и финиша. Тестирование проводили двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) – на линии финиша, за которой на расстоянии 5 -7 м ставился яркий ориентир. По команде учителя «Внимание!» ребенок подходил к линии старта и принимал стартовую позу. Затем следовала команда «Марш!» - взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). Предлагалось две попытки, фиксировался лучший результат.

2. Челночный бег.

Определял способность быстроты и точности перестраивать действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 10 м.

Ребенок вставал у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в этот момент учитель включал секундомер) трехкратно преодолевал 10-метровую дистанцию, на которой на прямой линии были расположены конусы. Ребенок должен был забежать за конус, и коснуться линии. Фиксировалось общее время бега.

3. Прыжки в длину с места.

Определял скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Тест проводили в физкультурном зале напоролоновым мате, на котором была нанесена разметка через каждые 10 см. тестирование проводили два преподавателя-первый объяснял задание, следил за тем, как ребенок принимал и.п. для прыжка, дает команду «Прыжок!»; второй замерял длину прыжка (с помощью разметки на полу).

Ребенок встает у линии старта, отталкивался двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгал на максимальное расстояние (при приземлении нельзя опирался). Измерялось расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.

Давалось две попытки, засчитывалась лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: и.п. энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю на стопу.

Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то засчитывалась та попытка, и фиксировался тот результат, который отмечался в момент постановки ног на опору.

Таблица 1. Констатирующий эксперимент

Ф.И. учащихся Бег на 30м Челночный бег Прыжок в длину с места
Азямов Алексей средний средний низкий
Бикбулатова Азалия средний низкий средний
Вовкин Артём низкий средний низкий
Ерёмин Владислав низкий низкий низкий
Ишмухаметова Ильмира низкий низкий средний
Ильясов Ильяс низкий средний низкий
Муратова Альфия средний низкий средний
Петров Данил низкий низкий низкий
Соколов Александр средний средний средний
Юлдашев Сагит низкий низкий средний

В результате констатирующего эксперимента были получены следующие данные.

У большинства испытуемых были выявлены низкие и средние скоростные качества в беге на 30м, что говорит о наличии низкого уровня физического развития:

- высокий результатна констатирующем эксперименте не выявлялся (0%);

- среднийрезультат– 4 человека: Азямов Алексей, Бикбулатова Азалия, Муратова Альфия, Соколов Александр (40%);

- низкийрезультат –6 человек: Вовкин Артем, Ерёмин Владислав, Ишмухаметова Ильмира, Ильясов Ильяс, Петров Данил, Юлдашев Сагит(60%).

Скоростные качествау большинства испытуемых была на очень низком уровне.

- низкий уровень–7 человек: Азямов Алексей,Бикбулатова Азалия, Ерёмин Владислав, Ишмухаметова Ильмира, Муратова Альфия, Петров Данил, Юлдашев Сагит (70%);

- средний уровень– 3 человек: Вовкин Артём, Ильясов Ильяс, Соколов Александр (30%);

- высокий уровень - на констатирующем эксперименте не выявлялся (0%).

Плечевой показатель у большинства испытуемых был на достаточно высоком уровне, что говорит о наличии серьезных нарушений осанки:

- низкий уровень – 7 человек: Ахметьянова Лина, Васильева Алина, Ефимов Вячеслав, Куликов Максим, Петрова Лия, Садриев Арслан, Шагапова Зарина (70%);

- средний уровень – 3 человека: Бикмурзин Илья, Кострова Анастасия, Токарев Даниил (30%)

- высокий уровень – на констатирующем эксперименте не выявлялся (0%).

Таким образом, в результате проведенной диагностики у детей младшего школьного возраста, было выявлено наличие низкого уровня развития скорости, силы и ловкости. Что говорит о наличии низкого развития скоростно-силовых качеств и ловкости.

Таблица 2. Промежуточный эксперимент

Ф.И. учащихся Бег на 30м Челночный бег Прыжок в длину с места
Азямов Алексей средний средний низкий
Бикбулатова Азалия средний низкий средний
Вовкин Артём высокий низкий средний
Ерёмин Владислав средний средний средний
Ишмухаметова Ильмира средний средний высокий
Ильясов Ильяс средний средний средний
Муратова Альфия средний низкий низкий
Петров Данил высокий средний низкий
Соколов Александр низкий высокий средний
Юлдашев Сагит средний низкий средний

Бег на 30 м:

- высокий уровень асимметрии – 3 человека: Вовкин Артём, Муратова Альфия, Петров Данил (30%);

- средний уровень асимметрии – 6 человек: Азямов Алексей, Бикбулатова Азалия, Ерёмин Владислав, Ишмухаметова Ильмира, Ильясов Мльяс, Юлдашев Сагит (60%);

- низкий уровень асимметрии –1 человек: Соколов Александр (10%).

Челночный бег:

- низкий уровень– 4 человека:Бикбулатова Азалия, Вовкин Артём, Муратова Альфия, Юлдашев Сагит (40%);

- средний уровень– 4 человека: Азямов Алексей, Ерёмин Владислав, Ильясов Ильяс, Петров Данил (40%);

- высокий уровень– 2 человека: Ишмухаметова Ильмира, Соколов Александр (20%).

Прыжки в длину с места:

- низкий уровень – 3 человек: Азямов Алексей, Муратова Альфия, Петров Данил (30%);

- средний уровень – 6 человек: Бикбулатова Азалия, Вовкин Артём, Ерёмин Владислав, Ильясов Ильяс, Соколов Александр, Юлдашев Сагит (60%)

- высокий уровень – 1 человек: Ишмухаметова Ильмира (10%).

Таким образом, в результате проведенной диагностики у детей младшего школьного возраста, было выявлено, улучшение исследуемых показателей, отражающих уровень развития скоростно-силовых качеств и ловкости.

В конце всего курса занятий мы провели контрольный эксперимент с целью выявления эффективности проводимой нами методики игровых занятий для детей младшего школьного возраста с низким развитием скоростно-силовых качеств и ловкости.

Качеств и ловкости

Результаты опытно-экспериментального исследования были подведены по окончанию контрольного эксперимента.

Таблица 3. Контрольный эксперимент

Ф.И. учащихся Бег на 30м Челночный бег Прыжок в длину с места
Азямов Алексей высокий высокий средний
Бикбулатова Азалия высокий средний высокий
Вовкин Артём высокий средний высокий
Ерёмин Владислав высокий высокий высокий
Ишмухаметова Ильмира средний высокий высокий
Ильясов Ильяс средний высокий высокий
Муратова Альфия высокий средний средний
Петров Данил высокий высокий средний
Соколов Александр средний высокий высокий
Юлдашев Сагит высокий средний высокий

В результате формирующего эксперимента были получены следующие данные.

Коэффициент бега на 30 м:

- высокий уровень – 0 человек: (0%);

- средний уровень – 3 человека Ишмухаметова Ильмира, Ильясов Ильяс, Соколов Александр(30%);

- низкий уровень –7 человек: Азямов Алексей,Бикбулатова Азалия, Вовкин Артём, Ерёмин Владислав, Муратова Альфия, Петров Данил, Юлдашев Сагит(70%).

Челночный бег:

- низкий уровень – 0 человек(0%);

- средний уровень –4человек: Бикбулатова Азалия, Вовкин Артём, Муратова Альфия, Юлдашев Артём (40%);

- высокий уровень – 6 человек: Азямов Алексей,Ерёмин Владислав, Ишмухаметова Ильмира, Ильясов Ильяс, Петров Данил, Соколов Александр (60%).

Прыжки в длину с места:

- низкий уровень – 0 человек: (0%);

- средний уровень – 3 человека: Азямов Алексей, Муратова Альфия, Петров Данил (30%)

- высокий уровень – 7 человек: Бикбулатова Азалия, Вовкин Артём, Ерёмин Владислав, Ишмухаметова Ильмира, Ильясов Ильяс (70%).

Таблица 4. Сравнительный анализ улучшения скоростно-силовых качеств и ловкости

№№ Ф.И. Учащихся Бег на 30м Челночный бег Прыжок в длину с места
Констатирующий Формирующий Контрольный Констатирующий Формирующий Контрольный Констатирующий Формирующий Контрольный
Азямов Алексей с с в с с в н н с
Бикбулатова Азалия с с в н н с с с в
Вовкин Артём н в в с н с н с в
Ерёмин Владислав н с в н с в н с в
Ишмухаметова Ильмира н с с н с в с в в
Ильясов Ильяс н с с с с в н с в
Муратова Альфия с с в н н с с н с
Петров Данил н в в н с в н н с
Соколов Александр с н с с в в с с в
Юлдашев Сагит н с в н н с с с в

Сравнительная характеристика уровня бега на 30 м

Сравнительная характеристика скоростно-силовых качеств

Сравнительная характеристика прыжков с места в длину

Таким образом,исходя из полученных данных мы видим что произошло значительное улучшение по всем исследуемым показателям, следовательно, можем сделать вывод, что методика эффективно развивает скоростно-силовые качества и ловкость у детей младшего школьного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на скоростно-силовые качества и ловкость ребенка.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности,формирования у школьников скоростно-силовых качеств и ловкости.

В результате исследования особенностей психофизического состояния детей младшего школьного возраста было выявлено,что для них характерно доверчивое подчинение авторитету сильна потребность в движении, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Изучая методы формированиискоростно-силовых качеств и ловкости, мы пришли к выводу, что для их формирования в образовательном процессе учащихся младших классов с низким развитием скоростно-силовых качеств и ловкости необходимо применять подвижные игры.

Таким образом, в результате проведенной диагностики было выявлено, что у всех исследуемых детей были выявлены: низкий уровень скоростно-силовых качеств и ловкости.

По итогам констатирующего эксперимента нами было принято решение и составлена программа по формированию скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста.Занятия проводились3 раза в неделю по 45 минут в течение 6 месяцев. Проанализировав результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы получили следующие данные: у детей улучшились показатели в беге на 30 м., челночном беге и прыжках в длину,что говорит о развитии скоростно-силовых качеств и ловкости,а значит об эффективности, применяемой нами методики игровых занятий с детьми младшего школьного возраста.

Гипотезаисследования была доказана, так как произошло улучшение всех исследуемых показателей:

-в процессе работы мы учитывали возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей;

-мы разработали содержание, формы, методы и приемы работы по формированию физических качеству детей младшего школьного возраста с низким уровнем физического развития при помощи подвижных игр;

-мы вели планомерную, систематическую и целенаправленную работу по теме исследования.

Таким образом, в ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены:

1. Изучена психолого-педагогическая литература по вопросам развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста.

2. Изучены особенности психофизического состояния детей младшего школьного возраста.

3. Рассмотрены методы развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста.

4. Проведена диагностика уровня развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста.

5. Организована опытно-экспериментальная работа по развитию скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста при помощи национальных подвижных игр.

6. Проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Цель достигнута:теоретически обоснована и предложена система работы по развитию скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста при помощи национальных подвижных игр.

Исследовательская часть работы была реализована и апробирована на базе МБОУ СОШ №27 г. Уфы.

Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в образовательных учреждениях, а также как методическое пособие в ГБОУ СПО УМПК.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Роканова А.С. Физкультура и спорт. - М.: Дело, 2009.

2. Еркомайшвили И.В.. Основы теории физической культуры. Курс лекций. Екатеринбург, 2008.

3. М.Д. Маханева«С физкультурою дружить – здоровыми быть!», М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000.

5. АдашкявиченеЭ.Й. Спортивные игры иупражненияв детском саду: кн. длявоспитателядет. сада. - М.: Просвещение, 2012., ил.

6. АйрапетьянцЛ.Р., Годик М.А. Спортивныеигры(техника, тактика, тренировка). Ташкент: Издательство Ибн Сины, 2011.АмосовН.М. Раздумья о здоровье. М.: Молодая гвардия, 2008.

7. АртамоноваТ.В. Развитие ловкости у детеймладшегошкольноговозраста, 2010.

8. АшмаринБ.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., 2008

9. БокинП.Н. Подвижные игры. Руководство дляродителей, воспитателей и самих учащихся. Петроград: Издание Т-ваА.Ф.Маркс, 1919.

10. ВавиловаE.H. Развивайте у школьниковловкость, силу, выносливость: пособие. М.: Просвещение, 1981.

11. ВильчковскийЭ.С. Развитие двигательной функции у детей: Здоровье, 1983.

12. Волошина JI.H. Влияние подвижных игр с элементамиспортана развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: Екатеринбург, 2011

13. ГубаВ.П. Что может Ваш ребёнок. М.: Советский спорт, 1991.

14. ГужаловскийA.A. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовленности детей школьного возраста: 1979.

15. ГужаловскийA.A. Физическая подготовка школьника, 1980.

16. Детские народные подвижные игры: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М.: Просвещение;Владос, 1995.

17. ДешлеС.А., Черняев В.В. Развитие ловкости умладшихшкольников // Физическая культура в школе. 2012.

18. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-воМГУ, 1981.

19. ЛесгафтП.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Физкультура и спорт, 1951

20. ПензулаеваЛ.И. Подвижные игры иигровыеупражнения для детей 5-7 лет. М.: Просвещение, 2011.

21. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов иссузовфизической культуры / И.М.Коротков, Л.В.Былеева, М.С.Бриль и др. М.: СпортАкадемПресс, 2002.

22. Психология и педагогика игры школьника // Материалы симпозиума / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1986.

23. РутинаA.A. Методика развития физических качеств и формированиеосновных движений у детей 3-6 лет: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 1999.

24. Теория и методика физического воспитания: В 2-х т. / Под общ.ред.

25. ТуревскийИ.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей (структура, онтогенез,тренировка): 1980.

26. Физическое воспитание детей раннего и школьного возраста , 1978.

27. Филитис Н. Подвижные игры для школы 1-й ступени.2010.

28. ЯковлевВ.Г. Первая школа начинающего физкультурника. М., 1970.

29. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕКАЧЕСТВО ЛОВКОСТЬ1. В.С. Фарфель

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Атаман»

Эта игра очень распространена в Каракалпакии. В ней участвуют дошкольники, младшие школьники не более 20 человек.

Описание. Играющие делятся на две команды (желательно, чтобы они чем-либо различались, например повязками), и каждая выстраивается в ширину на расстоянии 3-5 м одна за другой. Поле игры ограничивается. По сигналу руководителя («Атамана») команда стоящая впереди убегает, а вторая её догоняет. Пойманный (осаленный) становится «пленником», коснувшись их рукой, после чего те убегают. Игра заканчивается, когда все убегающие будут пойманы. Выигрывает команда быстрее переловившая всех соперников.

Правила

№1. Ловящие догоняют убегающих в пределах установленной площадки.

№2.Пойманный остаётся на том месте, где его осалили, или становится на любое место в пределах площадки, указанное поймавшим его.

№3. Убегающие игроки могут выручать своих ребят находившихся в «плену», коснувшись их рукой,но так, чтобы их не осалили охраняющий.

№4. Если игрок выбежит за пределы площадки,он считается пойманным.

«Тикпетаяк»(«Воткнутая палка»)

Описание. С одной стороны площадки чертится линия старта. На расстоянии 20-25м от неё ставится вертикальная палка (гимнастическая или самодельная). Внизу её укрепляют камнями. Палки должны быть и в руках каждого участника. Играющие по очереди становится у стартовой черти, бросают свои палки в стоящую, стремясь сбить её. Сбивший палку

Приложения 1

становится в следующую очередь на один шаг вперед. Можно заранее расчертить все расстояний соответственно среднему шагу. Так по очереди

бросают палку все участники. Играют до тех пор, пока кто-либо из них не дойдет до стоя

щей палки (т.е. не собьёт её столько раз, сколько шагов до неё от стартовой линии). Он считается выигравшим.

Правила :

№1. Нельзя бросать палку, заходя за линию бросания. Иначе попадание не считается.

№ 2. Бросать палку можно любым способом или способом по договоренности. В последнем случае нарушившему это правило не засчитывается попадание в палку.

№3.Кто достигнет вертикальной палки первым, тоже занимает 1-ое место. Он уже не участвует в игре и ждет его окончания. Дошедшие посте


razvitie-sposobnosti-sprashivat-pochemu.html
razvitie-sredstv-kommunikacii-v-processe-antropogeneza.html
    PR.RU™