Развитие силовой выносливости мышц

Силовая выносливость характеризует двигательную деятель-ность, в которой требуется длительное проявление мышечных напряжений без снижения их рабочей эффективности. Силовая выносливость так же, как и быстрая сила, имеет ряд форм в за-висимости от характера спортивной деятельности. В первую оче-редь следует выделить динамическую и статическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость типична для упражнений с повторными и значительными мышечными напря-жениями при относительно невысокой скорости движений, а так-же для упражнений циклического или ациклического характера, где нужна быстрая сила. В последнем случае речь идет о специфи-ческой выносливости, имеющей значение главным образом для способности относительно долго выполнять специальную работу скоростно-силового и взрывного характера без снижения ее эф-фективности. Статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных

и субпредельных напряжений, а также умеренных напряжений, необходимых главным образом для сохранения определенной позы (например, в стрелковом спорте, беге на коньках и т.п.).

Развитию силовой выносливости присущи особенности, а сле-довательно, и основные методические положения тренировки, направленной на развитие общей выносливости. Отсюда эффект тренировки «на силовую выносливость» определяется в целом: 1) величиной нагрузки, 2) темпом движений, 3) продолжитель-ностью работы и ее характером, 4) интервалами между трени-ровочными занятиями, 5) длительностью периода тренировки, 6) исходным уровнем развития силовой выносливости.

Для развития силовой выносливости применяется главным образом повторная работа с весом 25–50% от максимальной силы


– 191 –


в среднем темпе (от 60 до 120 раз в минуту). Причем при работе с одинаковым грузом и в одинаковом темпе эффективность раз-вития силовой выносливости будет выше, если работа выполня-ется до полного утомления («до отказа»), хотя и более кратковре-менная работа (60% времени исходной работоспособности) дает достаточно хорошие результаты (Я.А. Эголинский, 1953; А.В. Ко-робков, 1953; В.Д. Моногаров, 1958; В.М. Дьячков, 1961, и др.).

Силовая выносливость, как и другие качественные характери-стики мышечной деятельности, специфична. Однако специфич-ность силовой выносливости выражена в меньшей степени, чем, скажем, специфичность быстроты, а «перенос» ее с одного вида деятельности на другой больший. Есть мнение, что в тех случа-ях, когда основная деятельность связана с необходимостью по-вторно преодолевать значительное сопротивление (более 75–80% от уровня максимальной силы), выносливость вообще можно спе-циально не тренировать, ограничившись лишь развитием силы (В.М. Зациорский, 1966). При упражнении 10 раз в день в тече-ние 5 недель (удерживание сопротивления 60% от максимальной силы сгибателями локтя так долго, как возможно) изометрическая выносливость выросла на 84%, а динамическая (сгибания в локте с отягощением 60% от максимальной силы в темпе 28 раз в ми-нуту до тех пор, пока темп нельзя будет увеличить) – на 93%. В то же время способность выполнять повторные изометриче-ские напряжения (60% от максимальной силы, 5 с – напряжение, 2 с – отдых) «до отказа» возросла на 219%. Аналогичный опыт с 10 динамическими упражнениями, выполняемыми с максимальным сопротивлением ежедневно в течение 5 недель, привел к увеличе-нию как динамической, так и статической силы, но динамическая и статическая выносливость осталась почти неизменной (I. Han-sen, 1963). Это свидетельствует о том, что для развития силовой выносливости необходим определенный объем работы.



Установлено, что повышение уровня силовой выносливости способствует совершенствованию специальной выносливости

в таких видах спорта, как бег на длинные дистанции, лыжный и конькобежный спорт (Ю.А. Попов, 1968; М.Я. Набатникова, 1972; В.В. Михайлов, Г.М. Панов, 1975). Однако следует подчер-кнуть, что величина силовой нагрузки различна, когда в одних слу-чаях ведущим качеством является общая выносливость, а в других

– силовая выносливость. Имеется мнение, впрочем не подтверж-денное дальнейшими работами, что силовые упражнения (бег


– 192 –


мешком за плечами весом 25% от веса испытуемого, выжимание штанги, приседания, повороты и наклоны туловища со штангой) не только не содействуют, но в определенной степени даже пре-пятствуют развитию выносливости в упражнениях циклического характера (М.И. Майсурадзе, 1960). Однако, возможно, в данном случае прирост силы связан с чрезмерной гипертрофией мышц, которая явилась побочным продуктом тренировки, в то время как увеличение выносливости и гипетрофия не представляются одно-временными и связанными между собой явлениями (G. Maison, A. Broeker, 1941; R. Мс Morris, Е. Elkins, 1954).



Отсутствие ярко выраженной корреляции между силой мышц

и объемом мышечной массы у представителей видов спорта, где ведущим качеством является выносливость, отмечается рядом авторов (А.А. Чистяков, 1965; Г.И. Черняев, 1965; М.Я. Набатни-кова, 1972). Однако это касается главным образом видов спорта циклического характера (бег на средние дистанции, конькобеж-ный и лыжный спорт). В других случаях, например у гимнастов, между показателями силовой выносливости и относительной силы отмечена положительная линейная зависимость порядка r = 0,77 (А.А. Жалей, 1964). Поэтому там, где выносливость свя-зана с проявлением значительной силы, некоторая гипертрофия мышц не влияет столь отрицательно на результат тренировки.

Общие методические положения развития силовой выносли-вости, о которых говорилось раньше, реализуются в каждом кон-кретном случае по-разному, в зависимости от основной спортив-ной деятельности. Так, в подготовительном периоде тренировки лыжника целесообразны упражнения с отягощением до 65% от максимального веса в сочетании с имитационными упражнения-ми на равнине и на подъемах, с отягощением до 10–12 кг и пере-движением на лыжероллерах (А.А. Чистяков, 1965). У бегунов на средние и длинные дистанции дает хорошие результаты подъем штанги 40 кг до уровня головы в темпе (8–10 раз), толчок серия-ми веса 40–60 кг, выпрыгивания с гирей 32 кг из приседа (18–20 раз), приседания со штангой 40 кг «до отказа» (Е.Ф. Лихачевская, Т.Ш. Ковальчук, 1963). Рекомендуются также упражнения с отя-гощением 60–80% от максимальной силы при многократном по-вторении, а также прыжковый и силовой бег (Ю.А. Попов, 1966). Для развития силовой выносливости конькобежцев рекоменду-ются упражнения с большими (80–85% от максимального), а так-же средними и малыми отягощениями. В первом случае упраж-


– 193 –


нение выполняется в несколько серий в среднем темпе, 4–12 раз

в одном подходе до полного утомления, отдых между сериями 2–4 мин; во втором случае – с максимальной скоростью 15–25 раз

в одном подходе, в несколько серий, с отдыхом между ними 5–8 мин (В.В. Михайлов, Г.М. Панов, 1975).

В гребле положительный эффект дают упражнения со штангой весом 50–80% от максимального – для мужчин и 30–40% – для женщин (Е.С. Ульрих и др., 1966). Отмечены также существенные сдвиги в силовой выносливости у женщин (до 41% от исходно-го уровня) при работе с отягощением небольшого веса (18–20 кг) при многократном повторении (Р.С. Чумакова, 1964). Причем эти сдвиги оказались значительнее (на 20%), чем при работе с отяго-щением большего веса (35–50 кг), выполняемой сериями по 2–3 раза, и чем при сочетании обоих методов (на 8%).

С ростом уровня силовой выносливости необходимо увеличи-вать вес отягощения и число движений с ним. Рекомендуется, на-пример, такой метод развития силовой выносливости мышц ног у конькобежцев: каждую неделю увеличивается число приседа-ний со штангой весом 20–30 кг (начав с 50 приседаний в одном подходе, через 2–3 месяца их число доводят до 200–300); после этого увеличивается вес отягощения и начинается новый цикл силовой подготовки, но уже с меньшим числом приседаний (В.В. Михайлов, Г.М. Панов, 1975).

В процессе развития силовой выносливости целесообразно – и к этому всегда стремятся на практике – выполнять работу в за-трудненных условиях, но в движениях, координационно и струк-турно близких специализируемому упражнению. Для этого при-меняют, например, бег с мешком с песком или специальной каток, который бегун тянет за собой по дорожке (Ю.А. Попов, 1966), утяжеленные пояса и жилеты в гимнастике (А.А. Жилей, 1964), специальный гидротормоз в гребле (А.К. Чупрун, 1966). Так,

в последнем случае показатели силовой выносливости, измеряе-мой числом подтягиваний на перекладине, числом сгибаний рук

в упоре лежа и числом жимов штанги от груди за 30 с, возросли соответственно на 57,1; 27,8; 9,1%.

Таким образом, основным методом для развития силовой вы-носливости следует считать метод многократногo повторения упражнения с отягощением различного веса. Вес отягощения определяется исходя из динамики, присущей специализируемому упражнению. Там, где требуются значительные усилия, следует


– 194 –


использовать оптимально большой вес в сочетании с легким ве-сом или с упражнениями, имитирующими режим основной спор-тивной деятельности. Там, где специализируемое упражнение связано с длительным проявлением умеренных усилий, целесо-образна работа с легким весом в повторных сериях до утомления

и «до отказа».

В видах спорта, где ведущим качеством является выносли-вость при работе умеренной интенсивности, силовая тренировка не должна приводить к увеличению мышечной массы. Если же требуется силовая выносливость, особенно в тех случаях, когда необходимо преодолевать большое сопротивление, незначитель-ное увеличение мышечной массы допустимо.

СИСТЕМНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Целесообразность системного, главным образом последова-тельного, применения средств в тренировке неоднократно рассма-тривалась в научно-методической литературе, однако в порядке предварительного изучения вопроса. Так, делались попытки вы-явления рационального сочетания упражнений на силу, быстро-ту и выносливость в плане повышения общей работоспособности организма (Н.В. Зимкин, Н.Н. Яковлев, А.В. Коробков, В.М. За-циорский и др.); исследовалась эффективность последовательно-го (поэтапного) и параллельного (комплексного) использования средств развития выносливости и скоростно-силовых способно-стей спортсменов (Н.Г. Озолин, В.М. Дьячков, В.В. Михайлов, М.Я. Набатникова, Н.И. Волков с сотр. и др.); изучалось влияние на срочный тренировочный эффект (развитие выносливости) по-следовательности выполнения нагрузки аэробного и анаэробного характера (Н.И. Волков с сотр., С.М. Гордон с сотр.); выяснялась целесообразная последовательность введения в тренировочный процесс силовых и скоростно-силовых упражнений как одного из условий планомерного развития взрывной силы мышц (Н.Г. Озо-лин, В.М. Дьячков, А.Н. Воробьев, В.П. Филин, Ю.В. Верхошан-ский и др.). Однако экспериментальные работы в области систем-ного применения средств пока единичны и не дают убедительных практических рекомендаций.

Системное применение средств специальной силовой подго-товки означает такое сочетание последних во времени, результи-


– 195 –


рующий (кумулятивный) эффект которого значительно выше по количественным и качественным показателям, чем при раздель-ном, неупорядоченном применении тех же средств. Принципи-ально возможны два варианта системного применения средств – последовательный и одновременный (комплексный).

Первый вариант предполагает строго определенное после-довательное введение в тренировочный процесс в годичном или многолетнем цикле) средств с более высоким тренирующим эф-фектом. Логико-теоретическая основа этого варианта исходит из двух непреложных фактов: неизбежного снижения тренирующе-го эффекта любого средства по мере адаптации организма к его систематическому воздействию и необходимости постоянного присутствия тренирующего эффекта в комплексе применяемых средств как условия неуклонного повышения уровня специаль-ной работоспособности организма.

Кроме того, методический опыт и экспериментальные наблю-дения свидетельствуют, что конечный эффект тренировки, на-целенной на развитие той или иной двигательной способности,

в значительной мере определяется фактором преемственности

в последовательной смене средств с различной преимуществен-ной направленностью, в силу чего функциональные изменения

в организме, обретенные в результате применения одних средств, создают благоприятные условия для реализации тренирующего эффекта других, последующих средств.

Необходимым условием построения системы последователь-ного применения средств специальной силовой подготовки вы-ступают оценка количественного и качественного компонентов тренирующего эффекта тех или иных средств и ранжирование их на этой основе применительно к конкретному уровню специаль-ной подготовленности спортсмена. Это, по существу, и составляет предмет исследования, задача которого – научная разработка тео-ретических и методических принципов построения рациональной системы последовательного применения средств специальной подготовки.

Второй вариант системного применения средств предполага-ет одновременное использование средств, близких по режиму ра-боты организма, но имеющих различную преимущественную на-правленность тренирующего эффекта. Его логико-теоретическая предпосылка заключается в предположении (уже достаточно подкрепленном в эксперименте), что приспособительные сдвиги


– 196 –


в организме, вызванные отдельными составляющими комплекс-ной тренировочной работы, не просто суммируются в виде адди-тивного эффекта, а, функционально взаимодействуя, обеспечи-вают новое качественное состояние организма, которое по своим рабочим возможностям значительно выше и богаче, чем в ре-зультате раздельного, бессистемного применения тех же средств, даже в увеличенном объеме. Необходимым условием (а следова-тельно, и задачей исследования) успешной реализации системы комплексного применения средств специальной силовой под-готовки является экспериментальная оценка кумулятивного эффекта различных вариантов сочетания средств.

Ряд исследований (Э.В. Пурвин, А.В. Ходыкии, В.Н. Дени-скин, В.В. Татьян, Г.В. Черноусов и др.) посвящен изучению прин-ципиальных подходов к системному применению специальных силовых средств в скоростно-силовых видах спорта.

В одном из них установлено, что у начинающих спортсменов последовательность применения средств в подготовительном пе-риоде тренировки (вначале силовые, а затем скоростно-силовые или наоборот) не имеет существенного значения. Следовательно,

в принципе один и тот же эффект с равной вероятностью можно получить, применяя любой порядок введения этих средств в тре-нировку.

Относительно бóльший эффект по сравнению с упомянуты-ми выше вариантами (при одинаковом объеме тренировочной нагрузки) отмечен в группе, которая одновременно применяла силовые и скоростно-силовые средства, чередуя их в смежных тренировочных занятиях. Можно полагать, что такое чередова-ние создает в организме оптимальные условия для протекания функциональных приспособительных перестроек. Не исключено, что этот режим работы с интервалом отдыха между занятиями

в один день обеспечивал положительное взаимовлияние следо-вых явлений от силовых и скоростно-силовых упражнений. В це-лом это обусловливало более высокую интенсивность и стойкость приспособительных процессов. Следует иметь в виду и несомнен-ное положительное влияние контрастности раздражителя, кото-рое достигалось за счет чередования в смежных занятиях средств с преимущественно силовой и скоростно-силовой направлен-ностью.

В другом эксперименте одна группа начинающих спортсме-нов на первом этапе применяла упражнения со штангой, затем


– 197 –


прыжки в глубину с последующим отталкиванием, вторая груп-па – те же упражнения в обратной последовательности, третья группа – одновременно те и другие средства. Установлено, что пер-вый вариант в целом оказался более эффективным для развития скоростно-силовых способностей. Одновременное применение упражнений (третий вариант) обеспечило существенные сдвиги

в скоростно-силовых показателях на первом этапе, а на втором этапе темп прироста скоростно-силовых показателей заметно снизился, что можно объяснить однообразием применяемых средств. Второй способствовал значительным (по ряду парамет-ров бóльшим, чем в первом и третьем вариантах) сдвигам после первого этапа, что легко объясняется высоким тренирующим эф-фектом ударного метода, однако в конце второго этапа уровень развития скоростно-силовых показателей был самым низким.

В специальном эксперименте исследовался вопрос: влияет ли на эффективность скоростно-силовой подготовки начинаю-щих спортсменов выполнение в одном тренировочном занятии скоростно-силовых упражнений на фоне положительного после-действия, вызванного предыдущей тонизирующей силовой рабо-той? Одна группа спортсменов выполняла в основной части заня-тия упражнения в такой последовательности, другая – в обратной. При этом пауза между упражнениями была несколько увеличена с тем, чтобы свести к минимуму влияние положительного после-действия предыдущей работы на последующую. Кроме того, была организована третья группа, которая выполняла в тренировке от-талкивания после прыжка в глубину. Наличие этой группы в экс-перименте определялось двумя задачами: во-первых, изучением эффекта ударного метода и, во-вторых, сравнением этого эффек-та с результатом, достигнутым при комплексном использовании менее эффективных средств.

В эксперименте не было найдено статистически значимых раз-личий в показателях скоростно-силовой подготовленности испы-туемых первых двух групп. В третьей группе был обнаружен наи-больший прирост по всем параметрам контрольного движения.

Таким образом, гипотеза, предполагающая повышение трени-рующего эффекта скоростно-силовых упражнений, выполняе-мых на фоне положительного последействия силовой работы,

в тренировке начинающих спортсменов не подтвердилась. В то же время применение средств с более высоким тренирующим эффектом (прыжки в глубину) обеспечило значительно бóльшие


– 198 –


сдвиги в уровне скоростно-силовой подготовленности, которые были достигнуты при меньшем объеме тренировочной работы. Объясняя эти результаты, следует учитывать, что у неподготов-ленных спортсменов любое тренирующее воздействие оставляет

в организме значительный след. При этом организм, во-первых, не может избирательно реагировать на преимущественную сило-вую или скоростно-силовую направленность средств (в пределах одного занятия), и, во-вторых, длительность удержания следов тренирующих воздействий, видимо, более продолжительна, чем внешне наблюдаемый эффект последействия предыдущей тони-зирующей работы. В связи с этим в пределах одного занятия про-исходит суммирование следов всех тренирующих воздействий, что приводит к одному и тому же эффекту, независимо от того,

в какой последовательности эти воздействия следуют во времени.

Однако гипотезу о целесообразности такого комплексного при-менения средств в тренировке, при котором влияние положитель-ного последействия предыдущей силовой работы используется для повышения тренирующего эффекта последующей скоростно-силовой и особенно скоростной работы, не следует считать окон-чательно отвергнутой. Поскольку эксперимент проводился на контингенте начинающих спортсменов, то вполне вероятно, что низкий уровень их специальной тренированности исключил воз-можность реализации этого феномена. В тренировке более подго-товленных спортсменов можно ожидать положительного влияния предыдущей силовой работы на тренирующий эффект скоростно-силовой и скоростной работы. Однако это предположение следует понимать лишь в качестве уточнения рассматриваемой гипотезы, правомерность которого может быть окончательно установлена только в специально организованном эксперименте.

В эксперименте со спринтерами младших разрядов проверя-лось специфическое воздействие «коротких» (различные вари-анты однократных отталкиваний одной и двумя ногами, а также варианты тройного и пятикратного прыжка с места) и «длинных» (многократные отталкивания одной ногой или с ноги на ногу на отрезках 30–100 м) прыжковых упражнений, а также эффект их системного применения. В течение 8 месяцев одна группа сприн-теров выполняла преимущественно «короткие», вторая – «длин-ные» прыжковые упражнения, а третья – те и другие. В итоге эксперимента установлено (рис. 68), что «короткие» прыжковые упражнения преимущественно влияют на развитие способности


– 199 –


Рис. 68. Сдвиги в результатах бега (н/с – низкий старт, с/х – с ходу)на различных отрезках у спринтеров

(А – «короткие», Б – «длинные» прыжковые упражнения, В – их сочетание)

к стартовому ускорению и обеспечивают увеличение длины бегового шага и частоты движения. «Длинные» прыжковые упражнения в большей мере способствуют повышению макси-мальной скорости бега и скоростно-силовой выносливости. Со-четание «коротких» и «длинных» прыжковых упражнений при-водит к суммированию их тренирующего эффекта и развитию специфических для спринтера скоростно-силовых способностей.

В условиях естественной тренировки трех равноценных групп легкоатлетов – прыгунов средней квалификации сравнивалась эффективность последовательной системы применения средств специальной силовой подготовки. На первом этапе подготови-тельного периода все группы применяли специальные прыжковые упражнения. На втором этапе вторая и третья группы переключи-лись на упражнения со штангой; первая продолжала применять прыжковые упражнения. На третьем этапе третья группа начала применять отталкивания после прыжка в глубину (первая про-должала использовать прыжковые упражнения, вторая – упраж-нения со штангой). Общая тенденция в динамике контрольных показателей экспериментальных групп схематически представле-на на рис. 69. Легко видеть, что в первой и второй группах показа-тели специальной силовой подготовленности обнаружили четкую тенденцию к стабилизации после первого и второго этапов соот-ветственно, а в первой группе – даже к снижению на третьем этапе. Таким образом, последовательное введение в тренировку средств с более высоким специфическим тренирующим эффектом дает


– 200 –


явный положительный эффект.
В то же время применение одних
и тех же средств даже при увели-
чении их объема не только не вы-
зывает положительных сдвигов,
но приводит к снижению достиг-
нутого уровня специальной сило-
вой подготовленности (Ю.В. Вер- Рис. 69. Общая тенденция
хошанский, В.Г. Аганин, 1970).
Обобщая результаты экспери- в динамике контрольных
ментов с начинающими спортс- показателей в эксперимен-
тальных группах
менами средней квалификации,
(объяснение в тексте)
можно сделать следующее заклю-
чение об эффективности исследуемых вариантов применения
средств для этой категории спортсменов:
– наибольший результат дает применение средств с оптималь-
но высоким тренирующим эффектом;
– несколько меньший, но существенный эффект достигает-
ся при комплексном применении средств силовой и скоростно-
силовой подготовки в одном занятии или при чередовании их
в смежных занятиях;
– менее результативен вариант последовательного введения
в тренировку силовых, а затем скоростно-силовых средств или
наоборот;
– при последовательном применении средств необходимо ру-
ководствоваться следующими принципами: силовые упражнения
целесообразно вводить в тренировку после скоростно-силовых;
сильнодействующие специализированные средства развития
взрывной силы (в частности, средства ударного метода) – после
силовых упражнений, но не наоборот.
В лабораторных условиях на квалифицированных спортсме-
нах моделировались различные варианты предсоревновательной
подготовки тяжелоатлетов (В.Н. Денискин, 1976). В качестве мо-
дельного использовалось разгибательное отталкивающее движе-
ние ногой (исходный угол в коленном суставе равен 90º) с подни-
манием предельного груза. Контрольным было то же движение со
стандартным грузом, выполняемое максимально быстро. В одном
из вариантов исследовался эффект ударного метода (отталкива-
ние после прыжка в глубину), используемого после этапа интен-
сивной работы с отягощениями, задачей которого было предельно
повысить способность к проявлению взрывных усилий. На вто-


– 201 –


ром и третьем этапах применялись только отталкивания после прыжка в глубину. Необходимость двух таких этапов была про-диктована результатами предварительных поисковых исследова-ний, которые показали, что повышенное функциональное состо-яние, достигнутое на одном этапе, неустойчиво. Четвертый этап был контрольным и включал в себя только тестирование. Между этапами давался полный отдых с целью наблюдения феномена сверхвосстановления организма. На рис. 70 представлены резуль-таты контрольных соревнований (максимальное значение подня-того веса – кружки с точками) и динамика параметров кривой F(t) при поднимании стандартного груза (максимум динамического усилия – Fmax, время его достижения – tmax, Q и I-градиенты).

Эксперимент показал, что применение средств ударного мето-да обеспечивает дальнейший и существенный подъем того уровня взрывной силы, который был достигнут упражнениями с отягоще-ниями. Выяснилась целесообразность двухэтапного применения этих средств: первый этап обеспечивает улучшение способности

Рис. 70. Результаты эксперимента (объяснение в тексте)


– 202 –


к проявлению взрывной силы, второй – стабилизирует достигну-тый уровень специальной подготовленности.

Следует обратить внимание на существенное повышение всех контрольных показателей после периода полного отдыха, следо-вавшего за первым и вторым этапами. Это свидетельствует о том, что отдых можно рассматривать и использовать (как это ни пара-доксально) в качестве средства тренировки.

В ряде экспериментов изучался эффект системного при-менения средств специальной силовой подготовки в условиях естественной тренировки спортсменов высокой квалификации (Э.В. Пурвин, В.Н. Денискин, А.В. Ходыкин). В частности, было установлено, что последовательное применение электромиости-муляции (ЭМС), а затем ударного метода дает бóльший эффект, чем применение этих средств в обратном порядке. Однако зна-чительно больший эффект достигается при одновременном их применении, когда, например, ЭМС и ударный метод сочетаются с упражнениями, выполняемыми с большим отягощением. На фоне тренировки, не имеющей преимущественной силовой на-правленности, их эффект значительно ниже. И, наконец, в период полного или частичного отдыха отмечен наиболее низкий эффект применения ЭМС и ударного метода.

Таким образом, в общей форме целесообразность и преимуще-ства системного применения средств специальной силовой под-готовки могут быть охарактеризованы следующим образом.

Последовательная система средств.Можно полагать, что раз-витие специфических двигательных способностей от того уровня, который присущ нормально функционирующему организму здо-рового человека, до высокой степени совершенства, которую де-монстрируют отлично подготовленные спортсмены, происходит с определенной закономерностью. В силу этой закономерности, вероятно, существует объективная необходимость в последова-тельном совершенствовании функциональных систем и физио-логических механизмов, ответственных за развитие той или иной специфической двигательной способности. При этом прогрес-сивные функциональные изменения одних систем и механизмов выступают в качестве благоприятной предпосылки для совершен-ствования других систем и механизмов, лимитирующих дальней-шее развитие двигательных способностей. Легко понять, что реа-лизация данной закономерности возможна только в том случае, если организация тренировочного процесса обеспечивает соот-ветствующие условия. Создание таких условий и является основ-


– 203 –


ной задачей, которую призвана решать система последовательно-го применения средств с различным тренирующим эффектом.

Известно, что для неуклонного повышения уровня специаль-ной работоспособности организма применяемые средства должны обладать тренирующим эффектом, а его величина соответство-вать текущему уровню специальной подготовленности организма

и возрастать вместе с последним. При всей банальности теоре-тического смысла, содержащегося в этом положении, оно тем не менее не всегда практически воплощается. Очень часто средства подбираются стихийно, без учета их тренирующего эффекта, не-редко под влиянием «моды», на основе субъективной оценки их. Высокоэффективные средства применяются несвоевременно – на ранних этапах годичного цикла или на начальном этапе много-летней тренировки. Арсенал средств слишком ограничен и по-вторяется из года в год. Это, разумеется, не общая тенденция, но довольно типичная картина, свидетельствующая о том, что даже хорошо известные и не вызывающие сомнения теоретические положения принципиального значения вольно или невольно иг-норируются. Отсюда актуальность разработки принципов мето-дической системы последовательного введения в тренировочный процесс средств с постепенно повышающимся тренирующим эф-фектом становится предельно очевидной.

С ростом спортивного мастерства в состоянии тренирован-ности атлета все большее значение приобретает специфический фактор. Одновременно возрастает и роль средств, направленных на его развитие. Введение их в тренировочный процесс должно быть своевременным и подготовленным всем содержанием пред-шествующих этапов. Это должны быть новые («неожиданные» для организма) средства, занимающие совершенно определенное

и принадлежащее только им место в системе средств с более высо-ким тренирующим эффектом.

В рассмотренных исследованиях применялась однократная или двукратная смена средств специальной подготовки. Однако возможны и целесообразны варианты системного применения средств с повышающимся тренирующим эффектом, предусма-тривающие многократную их смену. Принципиальная схема таких вариантов, представленная так называемым сопряженно-последовательным методом системного применения средств спе-циальной силовой подготовки, рассматривается на стр. 203.

Комплексная система средств.Комплексное применениесредств, объединенных с учетом структуры развиваемой специ-


– 204 –


фической двигательной способности, представляет собой наи-более прогрессивный метод организации специальной силовой подготовки. Он в наибольшей мере отвечает функциональному механизму специфической двигательной способности и особен-ностям процесса ее совершенствования и вместе с тем экономит время и энергию спортсмена.

В условиях тренировки высококвалифицированных спортсме-нов всегда может возникнуть необходимость в повышении уров-ня развития какого-то одного из элементарных свойств моторно-го аппарата, которое лимитирует в данный момент дальнейшее совершенствование специфической двигательной способности. Логически простой выход из этого положения связан с введени-ем в тренировку средств, способных устранить недостаток. Од-нако эта мера, полагающаяся на весьма низкую в таких условиях вероятность «переноса» специфических двигательных способно-стей, мало эффективна. В то же время если в тренировке систе-матически и планомерно применять комплексный метод, то это, во-первых, сведет вероятность возникновения такой ситуации

к минимуму и, во-вторых, быстро исправит положение.

Как известно, «контрастность» тренирующего воздействия, т.е. чередование в пределах некоторых оптимальных отрезков вре-мени средств с различной преимущественной направленностью тренирующего эффекта, выступает в качестве фактора, усиливаю-щего функциональную восприимчивость организма. Именно этот фактор и обеспечивается в полной мере в условиях комплексного применения средств специальной силовой подготовки.

Следует учитывать некоторые методические особенности системного построения специальной силовой подготовки начи-нающих и высококвалифицированных спортсменов.

Для начинающих спортсменов (при том, что у них относитель-но низкий уровень специальной подготовленности) всегда можно подобрать средства специальной силовой подготовки с достаточ-но высоким тренирующим эффектом. Поэтому их тренировку целесообразно строить преимущественно на основе системы по-следовательного использования средств, которая должна решать следующие задачи:

– обеспечивать благоприятные условия для реализации зако-номерностей, определяющих планомерное развитие специфиче-ских двигательных способностей;

– повышать эффективность специальной силовой подготовки за счет систематического (периодического) обновления средств.


– 205 –


В рамках каждого этапа, определяющего порядок и периодич-ность смены средств, следует одновременно применять упражне-ния с различной преимущественной направленностью тренирую-щего эффекта.

Для квалифицированных спортсменов (при том, что у них высокий уровень специальной силовой подготовленности) целе-сообразно преимущественно использовать комплексную систему средств, которая должна решать следующие задачи:

– обеспечивать специфический тренирующий эффект комп-лекса применяемых средств;

– обеспечивать сохранение количественного критерия трени-рующего эффекта средств специальной силовой подготовки.

После


razvitie-socialnoj-raboti-s-gruppoj.html
razvitie-sociologii-v-belarusi.html
    PR.RU™