РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Самоуправление — это демократический способ организа­ции коллективной (общественной) жизни. Различают самоуп­равление в социальном и психологическом планах (Н. К. Круп­ская). Самоуправление как средство устройства общественной жизни на демократических принципах выступает фактором демократизации самого общества. Психологический аспект самоуправления связан с саморегуляцией самого человека, т. е. с внутренними процессами. Мы рассматриваем внешний аспект, т. е. самоуправление в социальном плане. В конкрет­ном случае мы рассмотрим школьное самоуправление в его гра­ницах — ученическое самоуправление.

Опыт современной школы показывает, что самоуправление развивается лишь в единичных школах, будь то в городе или в селе. Например, одним из показателей самоуправления явля­ется наличие и работа совета школы, который как орган школь­ного самоуправления закреплен в Законе РФ «Об образовании». По нашим данным, действующие советы имеются лишь в 8% городских школ. На это имеются причины, по мере изложения материала мы коснемся их. Но в данном конкретном случае совет школы снова рекомендуется школе сверху как орган го­сударственно-общественного управления. Еще в 20-е годы ис­следователи проблем самоуправления отмечали, что оно выра­стает из потребностей жизни.

Сейчас на практике и в науке существуют две точки зре­ния на понятия «самоуправление» и «соуправление». Идет по сути дела никому ненужный спор. Но в чем же все-таки суть? Если кратко об этом, то часть ученых и практиков считают, что в школе надо сначала развивать соуправление, а затем самоуправление, так как дети не могут самостоя­тельно управлять и потому вначале надо строить соуправле­ние — совместное управление вместе со взрослыми, а когда они научатся управлять сами, тогда будет развиваться и са­моуправление.

Мы считаем, опираясь на анализ специальной литературы по самоуправлению, особенно изданной в 20-е годы, что са­моуправление и соуправление взаимосвязаны. Первый уро­вень самоорганизации — это самоуправление, а соуправление вторично. Примером соуправляемого органа как раз является совет школы. Но он не только не дает простора развитию са­моуправления, но и сам не может развиваться, так как раз­витие в природе и в обществе идет от низшего к высшему, а не наоборот.

Практика подтвердила такой вывод. Например, в школе № 71 г. Москвы начиная с 1977 г. была выстроена целост­ная система ученического самоуправления, в которой совет школы был естественным органом соуправления педагогов, учащихся и родителей. В самой начальной фазе развития школьного самоуправления мы называли этот орган соуправления единым воспитательным центром, а с 1985 г. — советом школы. Эта система ученического и школьного са­моуправления просуществовала до 1987 г. Она была на­столько эффективной, что школа № 71 в те годы стала мес­том учебы руководителей школ СССР, участником ВДНХ. А потом, в силу разных обстоятельств, самоуправление ста­ло потихоньку сходить на нет.



Десять лет эффективной работы подтвердили, что школь­ное и ученическое самоуправление является наиважнейшим звеном в воспитании учащихся, в социализации личности, в становлении человека-гражданина. В этом смысле нам по­нятны не только идеи А. С. Макаренко, В. М. Коротова, СЕ. Хозе и других выдающихся педагогов отечественной школы, но и их сила и значение в воспитании, если они реа­лизуются на практике.

С 1988 по 1995 г. тема самоуправления не была востребо­вана слушателями ФПК, но последние два-три года эта тема стала обязательной, так как практика снова сталкивается с проблемой включения самих детей в организацию внутри-школьной жизни, с проблемой демократизации школы. На­пример, в московской средней школе № 757 (директор шко­лы М. М. Голодаева) в течение последних 20 лет успешно развивается ученическое самоуправление. На вопрос о необ­ходимости самоуправления в школе свыше 88% учащихся, 76% родителей и 91% учителей ответили положительно. Предлагаемая ниже модель самоуправления — это ныне дей­ствующая во многих школах и профессиональных учили­щах система.

Чтобы строить какую-либо систему, надо определить прин­ципы ее построения, организации и развития. Часть принци­пов, которые были исследованы рядом ученых, занимавших­ся проблемами самоуправления, остаются действительными и для нашего времени, другая часть пришла на замену таким, например, как принцип демократического централизма и др.



Сформулируем принципы построения и развития школьно­го самоуправления.

1. Принцип педагогического руководстваозначает, что пе­дагогическое руководство обеспечивает развитие детского са­моуправления. Применительно к практике это означает нали­чие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления. В классе педагогическое руководство осуществляет классный руководитель, на школьном уровне — закрепленные педаго­гическим советом педагоги.

2. Принцип предметной деятельности— это принцип су­ществования органов самоуправления: есть деятельность — есть орган самоуправления, нет деятельности — нет органа самоуправления.

3. Принцип единого планированияозначает, что в школе создается один план воспитывающей деятельности, исполни­телями и организаторами которого являются сами органы са­моуправления (вместо привычного плана воспитательной ра­боты). Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педа­гогического процесса.

4. Принцип выборности и составленностиорганов самоуп­равления. В одни органы его члены будут избираться, в дру­гие — входить согласно положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления.

5. Принцип сменяемостифункций командования и подчи­нения со сроком в один год и сменяемости видов деятельности в те же сроки.

6. Принцип построения самоуправления снизу вверх.Пи­рамида «власти» строится снизу вверх (от основания), а не наоборот.

7. Принцип участия всех учащихся в системе самоуправ­ления— принцип демократизма, партисипативности, «пого­ловности».

8. Принцип согласиязаключается в том, что при возникно­вении разногласий еще до принятия решения необходимо на­ходить общие точки соприкосновения разных идей и выстра­ивать общее решение исходя из этого. После же его принятия

действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.

Это основные принципы той системы, которая представляет­ся читателю ниже.

Структура школьного самоуправления (ШСУ)строится на трех уровнях: на первом — базисном — ученическое самоуп­равление в классных коллективах, на втором — школьное ученическое и на третьем — общешкольное самоуправление в коллективе школы.

Структура первого уровня — ученическое самоуправление на уровне классных коллективов с 5 по 11 класс. Выделим ве­дущие виды деятельности, в которые включаются учащиеся во внеурочное время, в том числе и в системе дополнительного об­разования: познавательная, самообслуживание, художествен­но-эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская и информационная. Под каждый вид деятельности избираются орга­ны самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган, всего шесть рабочих органов ученического класс­ного самоуправления.

Рабочие органы самоуправления называются комиссиями или советами. Например, комиссия «Знание», комиссия «По­рядок », комиссия « Искусство », совет « Юность », совет вожатых, группа информации «ГРИН». Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные два-три — его члены. Из председателей составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (полтора-два месяца).

Определим функции рабочих классных органов самоуправ­ления. Введем такую функцию, как функция ответственнос­ти, которая означает включение органа самоуправления в ис­полнительскую иорганизаторскую деятельность. Рабочий орган что-то исполняет сам либо организует деятельность дру­гих членов коллектива. Далее мы включаем в их деятельность функции анализа, контроля, регулирования, оценки и само­оценки, подготовку предложений на классное собрание.

Внутри рабочего органа самоуправления имеется персональ­ное распределение функций, чтобы работа каждого члена была более ответственной. Председатель отвечает за работу каждо­го члена, его заместитель — за выполнение плана работы за конкретный промежуток времени. Один из членов отвечает за дела внутри класса, другой за общешкольные дела, в которых принимает участие класс, третий — за связь класса с вне­школьной образовательной средой.

Совет класса имеет следующие функции: готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность своих членов, готовит информацию и предложения, отражающие потребнос­ти детей, в вышестоящие органы самоуправления. Высшим ор­ганом самоуправления в классных коллективах является собра­ние учащихся — классное собрание. Оно принимает решения по всем вопросам организации жизнедеятельности классного коллектива.

Структура второго уровня — ученическое самоуправление коллектива учащихся школы — школьное ученическое са­моуправление. Это те же по названию органы, но состоящие из председателей одноименных классных органов самоуправ­ления: комиссия «Знание», комиссия «Порядок», комиссия «Искусство», совет «Юность», совет вожатых, группа инфор­мации «ГРИН». Во главе школьных комиссий избираются председатель и заместитель из числа старшеклассников, не входящих в данную комиссию, а являющихся рядовыми членами классных комиссий. Педагогами-консультантами выступают директор, его заместители, педагоги, способные оказать помощь членам комиссии в работе. Председатели и заместители председателей указанных школьных комиссий составляют совет учащихся школы. Его председатель и заме­ститель избираются на конференции не из числа членов со­вета, а из числа учащихся старших классов, занимающих в своем классе рядовые должности. Итак, совет составляется, а его руководители избираются. Педагогическое руководство в совете осуществляет заместитель директора школы по вос­питательной работе.

Общешкольные ученические комиссии выполняют прежде всего инструктивно-методическую функцию. Председатели классных органов самоуправления здесь учатся способам дея­тельности. Эту учебу ведут педагоги-консультанты. В комис­сиях проводится вертикальный анализ реализации целей дея­тельности по своему профилю в каждом классном коллекти­ве. В результате все шесть комиссий владеют информацией и анализом ситуации. Общешкольные комиссии планируют кол­лективную творческую деятельность школьного ученическо­го коллектива и разрабатывают сценарии его проведения. Пред­седатели комиссий готовят аналитическую информацию и пред­ложения по улучшению общешкольной жизни на совет учащих­ся и совет школы.

Совет учащихся реализует следующие функции — прово­дит вертикально-горизонтальный анализ работы классных

органов самоуправления; готовит анализ и предложения на совет школы; анализирует работу самих членов; обеспечивает со­циальную защиту учащихся. Высшим органом школьного уче­нического самоуправления является собрание (конференция) учащихся школы.

Третий уровень — это уровень школьного самоуправления. В этом случае его можно определить как соуправление, потому что его орган — совет школы состоит из членов совета учащих­ся школы (7 человек), педагогов-консультантов (5 человек) и двух родителей (председатель и заместитель председателя обще­школьного родительского комитета), т. е. из представителей са­моуправляемых коллективов. Его функции: стратегическое целеполагание, включающее в себя перспективу развития школы или улучшения внутришкольной жизни; принятие решений прямого и непрямого действия (прямого, если они выходят не­посредственно на организацию жизни самими учащимися, и непрямого, если они выходят на административное управление, на педагогов или родителей). Совет школы — это пусковой ме­ханизм организаторской работы по функционированию систе­мы внутришкольной жизни, потому что он утверждает конк­ретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

Итак, трехуровневая структура школьного самоуправления может быть представлена следующим образом.

Указанная структура соответствует принципам построения системы ученического и школьного самоуправления. Приме­нительно к новой городской системе управления — управа, округ, город — мы рассматриваем также три уровня самоуп­равления и соуправления: председатели советов учащихся школ составляют совет учащихся районной управы,который кури­рует ответственный за образовательную политику в управе; из председателей советов учащихся при управе составляется совет учащихся административного округа, а из его председате­лей — совет учащихся города.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для орга­низации внеурочных занятий с детьми в школах. Такими вида­ми деятельности являются: познавательная, самообслужива­ние, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская и информационная.

Познавательная деятельность организуется и проводится в таких видах и формах, как интеллектуальный марафон, предмет­ные олимпиады и вечера, различные игры (КВН, «Что, где, ког­да?» и др.), конференции, диспуты, консультации (взаимопомощь учащимся в учебе), встречи с интересными людьми и т. д.

Самообслуживание — это забота о порядке и чистоте, акку­ратности, благоустройстве, в том числе организация дежур­ства, создание правового поля во внутришкольной жизни.

Художественно-эстетическая деятельность — это праздни­ки, конкурсы, концерты, выставки, фестивали, встречи. В каждой школе, как правило, это направление занимает одно из наиболее видных мест.

Спортивно-оздоровительная деятельность всегда привлека­ет внимание учащихся, если она правильно построена, т. е. отвечает потребностям физического развития и интересам де­тей. Однако ее организация — это дело соответствующего орга­на самоуправления.

Шефская деятельность — это оказание помощи младшим учащимся, забота о ветеранах-учителях, о ветеранах войны и труда, организация помощи многодетным семьям.

Информационная деятельность всегда существовала в шко­ле в виде устной или письменной информации о жизни шко­лы. Но с приходом в школу новых информационных техноло­гий и с необходимостью приучения учащихся к жизнЯ в усло­виях нового информационного поля, в котором информация имеет существенное значение для принятия решения, работа соответствующего органа является необходимой.

В планы воспитывающей деятельности школы и классного руководителя вносятся цели воспитания, тема (воспитатель­ная), над которой работает школа, затем виды деятельности и некоторые другие разделы плана, о которых подробно рас­скажем ниже. Здесь мы проиллюстрируем рабочий план са­моуправления на два месяца, чтобы дать представление о том, как планируется деятельность органов самоуправления в целом.

Так планируется работа органов ученического самоуправле­ния на год. В результате становится ясно, что указанная мат­рица является тем фундаментом, на котором строится вся кон­кретная деятельность каждого органа. Вся эта деятельность планируется самими учащимися, затем им оказывается помощь в ее организации и исполнении как на классном, так и на обще­школьном уровне. План воспитательной работы школы отли­чается от планов органов самоуправления тем, что он предусмат­ривает включение в реализацию плана всех форм учебно-воспи­тательного процесса, а следовательно, и всех участников образо­вательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходи­мо этим процессом управлять. Ученическое самоуправление функционирует согласно теории управления социальными объектами и процессами, а потому, решая те же задачи, что и внутришкольное управление относительно организации воспи­тательного процесса, оно является общественной частью обще­школьного управления.

Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция и снова анализ...

Указанные функции решаются в течение каждого месяца. Мы условно назвали циклическое чередование управленчес­ких функций в течение одного месяца рабочим управленчес­ким циклом в деятельности органов самоуправления.

Функция сбора информации и анализа осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уроке в классных коллективах рабочие органы самоуправления ана­лизируют деятельность каждого члена коллектива и свою соб­ственную. На втором уровне в общешкольных органах учени­ческого самоуправления проводятся вертикальный анализ, т. е. анализ по каждому направлению деятельности отдельно­сти (на общешкольных ученических комиссиях), и вертикаль­но-горизонтальный анализ (на совете учащихся и совете шко­лы). Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

В планировании деятельности в классных коллективах уча­ствуют классные органы, а на общешкольном уровне — обще­школьные органы самоуправления. Результат планирования— это ответ на вопрос «что делать?» (в классе, в школе).

Суть организации состоит в подготовке учащихся к деятель­ности, к реализации плана. Результат функции — это ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу. Педагогами-консультантами на классном уровне являются

классные руководители, на общешкольном — утвержденные педсоветом члены педагогического коллектива (директор, его заместители, учителя). Они учат ребят способам деятельности, выполняя инструктивно-методическую работу. Как показал опыт школы № 71 Москвы, через три-четыре месяца старшие учащиеся — руководители органов общешкольного ученичес­кого самоуправления — способны реализовать инструктивно-методическую функцию, так как они быстро адаптируются к новой социальной роли и исполняют ее с удовольствием. За столь короткое время они вначале воспроизводят функции пе­дагога-консультанта на репродуктивном уровне, затем консуль­тативная деятельность сочетается, и, наконец, учащиеся гото­вы самостоятельно проводить заседания общешкольных орга­нов ученического самоуправления. Суть организаций деятель­ности состоит еще и в том, чтобы подготовить, расставить са­мих учащихся, определить время и ответственных.

Функция контроля осуществляется на уровне самоконтро­ля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны орга­нов ученического самоуправления. Цель контроля — полу­чение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности. Основной метод контроля в ра­боте органов самоуправления — наблюдение, которое позво­ляет выявить отклонения в работе самоуправления или, на­оборот, его нормальное функционирование. Применяются и другие методы: анкетирование, беседа, социометрия, изуче­ние школьной документации и работ учащихся.

Функция регулирования и коррекции в общем смысле озна­чает внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. При этом субъект управления регу­лирует объект управления (систему) или корректирует свои решения. И происходит это через учащихся, руководящих теми и иными органами ученического самоуправления. Педагогики-консультанты общешкольных ученических органов и класс­ные руководители оказывают влияние на них, а они, в свою очередь, на членов своих комиссий, члены комиссий — на чле­нов коллектива. Влияние оказывается простыми способами, например вниманием, беседой, помощью, организацией взаи­мопомощи.

Таким образом, функции управления принимают на себя органы ученического самоуправления. Оказалось, что если их распределить по времени, например по неделям, то управление становится упорядоченным и цикличным. Рассмотрим это на примере одного месяца.

Первая неделя месяца.Реализуются две функции — плани­рование и организация. В течение недели проводятся заседа­ние совета школы, затем — собрания общешкольных органов ученического самоуправления, после — советы в классах и классные собрания. На совете школы принимается решение о том, что надо будет сделать в предстоящем месяце в школе. Дру­гими словами, рассматривается и утверждается план работы на месяц. Такой план в школе имеется, но на совете он уточня­ется и ему как бы задается старт — «запуск». На заседаниях общешкольных органов (комиссиях) вырабатывается методи­ка реализации принятых решений. Председатели классных органов самоуправления учатся способам деятельности. При­дя в свой класс, они собирают совет класса, на котором гото­вится классное собрание, а затем в каждом классе такое собра­ние проводится. Есть цель — организовать выполнение приня­тых решений. В результате собрания каждый ученик класса знает ответ на вопросы: что, с кем, когда и где будет выполнять решение. На реализацию функций планирования и организа­ции затрачиваются все пять дней недели. Образно говоря: все готово, всем все известно, остается всем включиться в работу.

Вторая-третья недели месяца.Все учащиеся включаются в разные виды деятельности: готовятся, репетируют, подбирают материал, тренируются, оформляют место проведения общего дела. Органы ученического самоуправления в классах контро­лируют процесс подготовки, оказывают помощь в работе. В этом им помогают педагоги-консультанты. Итак, на этих двух неде­лях реализовывались две следующие функции управления: кон­троль и регулирование.

Четвертая неделя месяца.Все повторяется так же, как и на первой неделе, только в обратном порядке. Проводятся совет класса, на котором готовится итоговое собрание, и собрание по анализу и оценке жизнедеятельности класс» за прошедший месяц. Затем собираются общешкольные комиссии и анализи­руют работу школы по своим направлениям (вертикальный анализ). После этого совет учащихся сводит весь анализ воеди­но (горизонтально-вертикальный анализ) и готовит предложе­ния на совет школы. Совет школы проводит свое заседание, на котором анализируется внутришкольная жизнь, принимается новое решение, и все опять начинает повторяться сначала. Ре­ализована последняя функция — функция анализа, и принято новое решение на предстоящий месяц. Становится очевидным, что совет школы в следующих месяцах будет собираться всего один раз в конце месяца. Он обсудит аналитическую информацию о жизни школы за прошедший месяц и тут же примет ре­шение по вопросам организации внутришкольной жизни на следующий.

У читателя может возникнуть вопрос, насколько названный совет соответствует рекомендациям и положениям федеральных органов о совете школы. Думаем (так как мы это доказали прак­тикой), что это действующий совет, вырастающий из потребнос­тей самой организации коллектива школы через развитую систе­му школьного самоуправления, а потому его активность и значи­мость в учебно-воспитательном процессе школы неоспорима.

Система ученического и школьного самоуправления являет­ся неотъемлемой частью адаптивной воспитательной системы, так же как и наличие методик отслеживания изменений в уров­нях воспитанности учащихся.


razvitie-socialnogo-partnerstva-i-uchastie-profsoyuznih-organov-v-upravlenii-organizaciyami-zdravoohraneniya-ur.html
razvitie-socialnoj-politiki-v-1950-e-i-nachale-1960-h-gg.html
    PR.RU™